Размер:
Цвет:

По итогам исследования по модели PISA в регионах РФ в 2019-2020 годах определены факторы, влияющие на качество образования

04.12.2020

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в ходе прошедшей 27 ноября пресс-конференции подведены первые итоги исследований качества образования в регионах России по модели PISA, прошедших в 2019-2020 годах.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Инструментарий исследования PISA включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно до 2024 года будет проводиться региональная оценка по модели PISA.

Подведены итоги первого исследования, прошедшего в 2019 году. Оценку по стандартам PISA тогда прошли школы 14 регионов, в исследовании приняли участие почти 65 тысяч учащихся из 1400 образовательных организаций. Участвовавшие в нем регионы получили индивидуальные отчеты, содержащие как информацию по каждой школе-участнице, так и данные, призванные поддержать развитие региональных систем управления образованием в целом.  Исследование показало прямую зависимость результатов PISA от таких факторов, как развитие в школе системы профориентации, кружков и другой внеурочной и проектной деятельности, материальной базы. Также на результаты серьезное влияние оказывают мотивация, дисциплина, уверенность в себе, любознательность и удовлетворенность жизнью у школьников, их отношения с учителями и профессионализм учителей. Чувствительным фактором является наличие доступа школы к высокоскоростному интернету, который учителя могут использовать для подготовки и организации уроков.

Проведенное исследование позволило выявить в каждом регионе наиболее успешные школы и изучить те практики, которые они используют в своей работе. Эти практики легли в основу организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+».

Осенью 2020 года прошел второй этап исследования. В нем также приняли участие 14 регионов, где работу выполнили более 39 тысяч учащихся из 1400 школ. Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года.

В 2021 году исследование будет продолжено. Проведение региональной оценки по модели PISA в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре планируется в 2022 году.



Возврат к списку