Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад по правоприменительной практике Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2018

1.     Общие положения

Настоящий доклад разработан Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Обрнадзор Югры, Служба) в целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»                    (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ);

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 14.06.2017 № 546 (далее – Административный регламент№ 546);

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 10.11.2017 № 1096 (далее – Административный регламент   № 1096);

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 07.12.2017 № 1197 (далее – Административный регламент № 1197).

Настоящий доклад подготовлен Службой в соответствии с:

Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 № 7);

Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 № 1);

Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2));

Приказом Обрнадзора Югры от 25.10.2018 № 30-ОД-1033 «Об организации и проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год, руководств по соблюдению обязательных требований в сфере образования».

Доклад содержит материалы по правоприменительной практике за 2018 год по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции Обрнадзора Югры, в том числе о:                                                                        типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению;

проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю;

наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности;

результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

Источниками сведений для подготовки доклада являются:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю Обрнадзора Югры, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц Обрнадзора Югры в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры;

результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

разъяснения Обрнадзора Югры по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные Обрнадзором Югры от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий.

         Информация в докладе представлена на основании сведений, имеющихся в Обрнадзоре Югры, по состоянию на 01.11.2018.

2. Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Обрнадзором Югры в 2018 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – лицензиат, образовательная организация, организация), выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:

1.                Федерального закона № 273-ФЗ:

1.1.   статьи 29 – организация не обновляет информацию и документы, размещенные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение десяти рабочих дней со дня их создания или внесения в них соответствующих изменений;

1.2.   статьи 30 – организация при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, не учитывает мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся;

1.3.   статьи 41 – образовательной организацией не проводятся мероприятия по охране здоровья обучающихся, включающие в себя:

пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, диспансеризации;

профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи, наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации;

договор с медицинской организацией на оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в медицинской организации, а также документ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо документ, подтверждающий безвозмездное пользование медицинской организацией помещением, предоставляемым образовательной организацией для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации, которое соответствует условиям и требованиям для оказания указанной помощи;

1.4.   статьи 54 – в договорах об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, не указывается порядок оплаты образовательных услуг, форма обучения;

1.5.   статьи 76 – дополнительные профессиональные программы – программы профессиональной переподготовки разработаны без учета профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

2.                Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства России от 15.08.2013 № 706:

организацией допускается увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

в договорах об образовании, заключенных организацией с обучающимися отсутствуют: реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика, права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося, полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты, вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности), сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения), информация о документе, выдаваемом обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы и прохождения итоговой аттестации; сведения о правах и обязанностях заказчика;

организация до заключения договора и в период его действия не предоставляет заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;

договор содержит условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании.

3.                Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582:

организация не обеспечивает ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет», не формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о ее деятельности, и не обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте;

на официальном сайте образовательной организации не размещена следующая информация: о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; об условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; об условиях охраны здоровья обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.                Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785:

организация не формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о ее деятельности, и не обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

пользователю официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предоставляется наглядная информация, включающая в себя ссылку на официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации в сети «Интернет»;

на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует:

информация об описании образовательной программы с приложением ее копии, об учебном плане с приложением его копии, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий, о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

информация о результатах перевода, восстановления и отчисления;

коллективный договор;

информация о трудоустройстве выпускников;

информация о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности;

локальный нормативный акт, регламентирующий стоимость обучения по каждой образовательной программе;

информация о персональном составе педагогических работников с указанием преподаваемых дисциплин работника, квалификации по диплому с указанием образовательной организации его выдавшей, в части научно-педагогических работников, привлеченных к организации учебного процесса на основе гражданско-правовых договоров;

информация о наличии объектов спорта;

информация о количестве оборудования, размещенного в учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, и его технических характеристиках;

информация о трудоустройстве выпускников;

информация о действующих федеральных государственных образовательных стандартах размещена в виде ссылки на сайт  (допускается вместо копий федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов размещать в подразделе гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации);

размеры файлов, размещенных на страницах сайта, превышают максимально допустимый размер размещаемого файла (15 Мб).

5.                Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32:

в заявлении о приеме в организацию отсутствуют обязательные сведения, которые родители (законные представители) детей должны указать в соответствии с требованиями Порядка приема: фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка, дата и место рождения ребенка, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка, адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;

факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации организации, уставом организации не фиксируется в заявлении о приеме и не заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка;

согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации не фиксируется подписью родителей (законных представителей) ребенка;

правила приема в конкретную организацию на обучение по общеобразовательным программам (далее – правила приема) устанавливаются организацией самостоятельно в части, урегулированной законодательством об образовании;

зачисление в организацию не оформляется распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность в течение                     7 рабочих дней после приема документов;

документы, представленные родителями (законными представителями) детей, не регистрируются в журнале приема заявлений;

не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в организацию, о перечне представленных документов, после регистрации заявления родителям (законным представителям) детей;

расписка в получении документов не заверяется подписью должностного лица, ответственного за прием документов, и печатью организации;

распорядительные акты организации о приеме детей на обучение не размещаются на информационном стенде организации в день их издания;

на каждого ребенка, зачисленного в организацию, не заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

6.                Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36:

результаты вступительных экзаменов оцениваются по балльной, а не по зачетной системе.

7.                Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014:

образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией не в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и без учета соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

8.                Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015:

организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и без учета соответствующих примерных основных образовательных программ;

общеобразовательная программа не включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников;

образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется не в соответствии с расписанием учебных занятий;

учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, не переводятся в следующий класс условно;

при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе не создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 – 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

9.                Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499:

отсутствуют локальные нормативные акты организации, устанавливающие:

а) организацию обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы;

б) порядок зачета учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам;

в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы;

содержание дополнительной профессиональной программы не учитывает квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;

в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки не представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации;

в дополнительных профессиональных программах, программах профессиональной подготовки отсутствует срок освоения программы;

в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации отсутствует описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;

освоение дополнительных профессиональных образовательных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

10.                         Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008:

отсутствует порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы.

11.                         Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 731:

в заявлениях родителей (законных представителей) детей о приеме в Учреждение указываются непредусмотренные сведения;

в заявлении о приеме в образовательную организацию не указываются следующие сведения: наименование образовательной программы, на которую планируется поступление, дата рождения поступающего, номера телефонов законных представителей поступающего (при наличии);

в заявлении не фиксируются факт ознакомления законных представителей с уставом образовательной организации и ее локальными нормативными актами, а также согласие на проведение процедуры индивидуального отбора поступающего;

прием граждан в Учреждение на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта осуществляется без проведения индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта;

результаты индивидуального отбора объявляются позднее трех рабочих дней после его проведения;

в образовательной организации не создается апелляционная комиссия;

образовательная организация на своем информационном стенде и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает информацию и документы с целью ознакомления с ними поступающих и их законных представителей позже, чем за месяц до начала приема документов;

12.        Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1145:

комиссия по индивидуальному отбору поступающих не формируется по каждой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств отдельно;

протоколы заседаний комиссии по индивидуальному отбору поступающих не отражают мнение всех членов комиссии;

протоколы заседаний комиссии по индивидуальному отбору поступающих либо выписки из протоколов не хранятся в личных делах обучающихся;

апелляционная комиссия формируется из числа работников образовательной организации, входящих в состав комиссий по отбору поступающих в соответствующем году;

в образовательной организации не создается апелляционная комиссия;

образовательной организацией самостоятельно не установлены условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья;

13.        Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291:

производственная практика обучающихся проходит на базе образовательной организации;

программы производственной практики не согласовываются с организациями, где проходит практика.

14.       Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394:

использование аудиофайлов с записью текста изложения предыдущего года;

наличие средства связи.

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400:

печать контрольно-измерительных материалов ранее установленного времени в отсутствие участников ЕГЭ;

наличие средства связи;

наличие справочных материалов;

общение участников друг с другом в период проведения ЕГЭ;

отсутствие обеспечения контроля со стороны организаторов в аудитории;

отсутствие контроля со стороны должностных лиц (руководителя ППЭ, члена ГЭК).

15.        Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968:

в состав государственных экзаменационных комиссий на 2017 год по образовательным программам среднего профессионального образования не включены представители сторонних организаций: педагогические работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание, высшую или первую квалификационную категорию, представители работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.

16.        Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729:

организациями в срок до 31 декабря 2016 года не внесены в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации сведения о документах об образовании и о квалификации, выданных с 1 января 2004 года по 31 декабря 2008 г. включительно;

организациями в срок до 31 декабря 2014 года не внесены в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации сведения о документах об образовании и о квалификации, выданных с 1 января 2009 года по 31 августа 2013 года включительно;

организациями в течение 60 дней от даты выдачи документов не внесены в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации сведения о документах об образовании и о квалификации, выданных с 1 сентября 2013 года по 25 апреля 2017 года.

17.        Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115:

книга регистрации выданных документов об образовании в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не содержит следующие сведения: нумерацию бланка аттестата (бланка дубликата аттестата), дату и номер приказа о выдаче аттестата (дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату), подпись уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшего аттестат (дубликат аттестата, дубликат приложения к аттестату), подпись получателя аттестата (если документ выдан лично выпускнику либо по доверенности), либо дату и номер почтового отправления (если документ направлен через операторов почтовой связи общего пользования), дату выдачи аттестата (дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату);

при выдаче дубликата аттестата и дубликата приложения к аттестату не отмечаются учетный номер записи и дата выдачи оригинала, нумерация бланка оригинала, не делается отметка о выдаче дубликата аттестата напротив учетного номера записи выдачи оригинала аттестата;

в книгу регистрации выданных документов об образовании список выпускников текущего учебного года вносится не в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков – не в возрастающем порядке;

записи в книге регистрации выданных документов об образовании не заверяются подписями классного руководителя, руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, и печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, отдельно по каждому классу;

каждая запись о выдаче дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату не заверяется подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшей аттестат, и скрепляется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность;

исправления, допущенные при заполнении книги регистрации выданных документов об образовании, не заверяются руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшей аттестат, и не скрепляются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, со ссылкой на номер учетной записи;

при утрате аттестата или приложения к аттестату выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется без изложения обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также без приложения документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);

решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему не принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

18.        Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской № 966 (пункт 6):

лицензиатом привлечены к педагогической деятельности педагогические работники, не соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона            № 273-ФЗ, и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н;

образовательной организацией не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ (отсутствует заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности по адресу места осуществления образовательной деятельности, система видеонаблюдения, тревожная кнопка);

у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;

у лицензиата отсутствуют (не соответствуют требованиям ФГОС) разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ;

у лицензиата отсутствует достаточное количество печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 273-ФЗ;

у лицензиата отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

19.        Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373):

пункт 19.3 – учебный план начального общего образования не определяет формы промежуточной аттестации обучающихся;

пункт 19.4 – Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования не содержит:

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

пункт 19.5 – рабочие программы курсов внеурочной деятельности не соответствуют требованиям к структуре;

пункт 19.9 – Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования не содержит:

рекомендации по текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности;

не обеспечивает духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

пункт 19.7 – Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни не содержит:

модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

пункт 19.8 – Программа коррекционной работы не содержит:

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы;

пункт 19.10.1 – календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации;

пункт 19.11 – раздел основной образовательной программы начального общего образования «Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования» не содержит:

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

контроль состояния системы условий;

пункт 28 – психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования не обеспечивают:

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (в части выявления и поддержки одаренных детей; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

20.    ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897):

пункт 18.2.1 – Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования не содержит:

описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

типовые задачи применения универсальных учебных действий;

описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;

пункт 18.2.3.2 – Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования не содержит:

основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

пункт 18.2.4 – Программа коррекционной работы не содержит:

систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

пункт 18.3.1.1 – календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации;

пункт 18.3.2. – раздел «Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования» не содержит:

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль состояния системы условий;

пункт 25 – психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования не обеспечивают:

вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

пункты 8, 18.2.2 – рабочие программы учебных предметов не в полной мере обеспечивают выполнение требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным;

пункт 18.2.2 – рабочие программы курсов внеурочной деятельности не соответствуют требованиям;

21.        Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФКГОС) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312):

несоответствие учебного плана образовательной организации федеральному базисному учебному плану в части структуры учебного плана, наименования и перечня учебных предметов федерального компонента государственного стандарта, минимально установленного количества часов на их изучение на базовом и профильном уровнях:

разночтения в пояснительной записке к учебному плану и сетке часов учебного плана;

не обосновано распределение часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения, увеличение количества часов на изучение учебных предметов инвариантной части учебного плана;

сокращено количество часов на предпрофильную подготовку обучающихся на уровне основного общего образования;

часть II ФКГОС – требования к уровню подготовки выпускников по общеобразовательным предметам не соответствуют ФКГОС основного общего образования: предъявляются требования к трем группам результатов (личностным, метапредметным, предметным).

3. Проведенные в отношении подконтрольных лиц проверки и иные мероприятия по контролю

За прошедший период Обрнадзором Югры проведено всего 188 проверок организаций, из которых 148 плановых. Обеспечено 100% исполнение плана проверок.          Плановые проверки проводились по трем направлениям контроля:                                                                                  65 по лицензионному контролю за образовательной деятельностью;   64 по федеральному государственному надзору в сфере образования, в том числе 22 комплексных проверки с Федеральным государственным контролем качества образования;                                                                    19 по федеральному государственному контролю качества образования;                                                                                                 В целях снижения административной нагрузки на образовательные организации, а также оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора), продолжена практика снижения доли выездных проверок и увеличения доли документарных проверок от общего количества плановых проверок на 2018 год: 52 % выездных и 48 % документарных.                                                                                                   В течение 2018 года в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также прекращением деятельности юридического лица из Плана проверок исключены 9 организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Исключения из Плана проверок проведены по основаниям, предусмотренным пунктом 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее – Правила подготовки плана проверок), а именно:                                               в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации;                        в связи с прекращением действия лицензии.                             Также, Обрнадзором Югры в соответствии с пунктом 7 Правил подготовки плана проверок, были внесены изменения в ежегодный План проверок в отношении 6 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица; в связи с изменением наименования юридического лица.                                                                                             В 2018 году Обрнадзором Югры всего проведено 40 внеплановых проверок (из них 20 выездных, 20 документарных) из которых:                          23 проверки в целях установления факта исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 1 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 32 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утверждённым приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 № 1197, что составило 57,5% от общего количества внеплановых проверок в 2018 году;                                                                  16 комплексных проверок на основании поручения Президента Российской Федерации от 05.11.2017 № Пр-2269 о проведении проверки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, проведенных по направлениям надзора и лицензионного контроля, в соответствии с пунктом 3 части 2 Федерального закона № 294-ФЗ, что составило 40% от общего количества внеплановых проверок в 2018 году;                            1 проверка на основании части 5 статьи 93 Федерального закона                  № 273-ФЗ с целью пресечения и (или) устранения нарушений требований законодательства об образовании, выявленных при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, Обрнадзором Югры в отношении бюджетного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский колледж русской культуры им. А. С. Знаменского», по результатам которой выявлены нарушения законодательства об образовании.                                                                                         Все внеплановые проверки, проведенные Обрнадзором Югры, не требовали согласования Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.                                                                                                      При организации и проведении Обрнадзором Югры проверок в отношении юридических лиц в 2018 году обеспечено соблюдение прав руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей объектов контроля (далее – руководители образовательных организаций), предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ.                                                                                                              Было обеспечено непосредственное присутствие руководителей образовательных организаций, которым предоставлена возможность получения от должностных лиц Обрнадзора Югры, информации, относящейся к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ. Проверок индивидуальных предпринимателей не проводилось в силу ограничений, установленных статьей 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении субъектов малого предпринимательства.                                         Руководители образовательных организаций были ознакомлены с документами и (или) информацией, полученными Обрнадзором Югры в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.                                                                   По результатам проверки должностными лицами Обрнадзора Югры, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».    Всего в 2018 году по результатам плановых и внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об образовании, лицензионного контроля составлено 188 актов проверок (в том числе 23 по внеплановым проверкам по контролю за исполнением предписаний).                                                Непосредственно после завершения каждой из 91 выездной проверки, проведённой в 2018 году Обрнадзором Югры, должностными лицами, проводившими проверку, акты проверки с копиями приложений, подтверждающие выводы проверки оформлены и вручены руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица), под расписку об ознакомлении.                                      По результатам проведения Обрнадзором Югры 97 контрольно-надзорного мероприятия в документарной форме акты по результатам проверки в установленные законодательством сроки направлены организациям заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.                                                                                                             В отчётном периоде отсутствовали случаи отказа в ознакомлении с актом выездной проверки подконтрольных субъектов. В одном случае в проверяемой организации отсутствовал журнал учета проверок юридического лица (Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа иностранных языков») о чем в акте проверки должностным лицом Службы сделана соответствующая отметка.                                                               В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ Обрнадзором Югры в 2018 году осуществляется проведение таких мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, как:                                              наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации, в том числе при подготовке к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий и непосредственно в ходе проверок, а также при рассмотрении обращений, поступивших в адрес Обрнадзора Югры от граждан, либо органов власти;          наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», ГИС-Надзор) в Обрнадзор Югры в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) Обрнадзором Югры без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.                                                            В результате проведенной профилактической работы в 2018 году в организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории автономного округа направлено 16 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, форма которых установлена приказом Службы от 05.04.2016 № 30-ОД-637 (с изменениями от 09.03.2017 № 30-ОД-335). Указанными мерами было предотвращено 18 случаев нарушения лицензионных требований в части:                                                                     наличия на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;                                            наличия печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 273-ФЗ, наличия в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности;                                              наличия у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах.                                        

4. Наложенные по результатам проверок и иных мероприятий по контролю меры административной и иной публично-правовой ответственности

По итогам проведенных проверок в рамках Федерального государственного надзора, лицензионного контроля, в ходе которых были выявлены нарушения должностными лицами, проводившими проверку, выданы 82 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании (лицензионных требований), которые вручены или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении проверяемому лицу.                                                                             По состоянию на 01.11.2018 55 образовательными организациями представлены в Службу отчеты об исполнении предписаний, по результатам рассмотрения которых в образовательные организации Обрнадзором Югры направлены уведомления о снятии предписаний с контроля. Не исполненные предписания Службы (отчеты по исполнению которых не были представлены или не подтвердили исполнение предписания) в 2018 году отсутствуют.            По результатам проведения аккредитационной экспертизы, 1 образовательному учреждению среднего профессионального образования отказано в государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении уровней профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки. В отношении указанной образовательной организации проведена внеплановая проверка, по результатам которой в связи с выявленными нарушениями требований законодательства об образовании, Обрнадзором Югры выдано предписание и возбуждены 4 дела об административном правонарушении в отношении юридического и должностного лиц.                                                                    По итогам проведенных проверок в рамках Федерального государственного контроля качества образования несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам не выявлено. Приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей, предусмотренное частью 9 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, не инициировалось. Проверяемым лицам вместе актами о результатах проверки также направлены уведомления о невыявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.                                                                                     В соответствии с пунктом 6.8 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 № 217-п, Обрнадзор Югры принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.              Практика применения Обрнадзором Югры в 2018 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) состоялась по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.57, 19.20, 19.30:                                                                                               по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации) – 9 дел об административных правонарушениях (8,7% от общего количества дел об административных правонарушениях);                 по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно) – 16 (15,4 %);             по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) – 31 (29,8%);                                                                               по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг) – 2 (1,9%);                                                      по ч. 2 ст. 19.30 (реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации) – 5 (4,8%);                                         по ч. 4 ст. 19.30 (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации) – 41 (39,4%).   Таким образом, за отчетный период наибольшее количество дел об административных правонарушениях (39,4% от общего количества дел (за аналогичный период прошлого года – 39,5%)) возбуждено по ч. 4 статьи 19.30 КоАП РФ в связи с нарушением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации и порядка приема в образовательную организацию, а также (29,8 % от общего количества дел (за аналогичный период прошлого года – 44%)) возбуждено по ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ в связи с нарушением (в том числе грубым) лицензиатами лицензионных требований.                                                                        По результатам исполнения государственных функций Обрнадзором Югры за отчетный период возбуждено 104 дела об административных правонарушениях путем составления протоколов об административных правонарушениях, из них в отношении юридических лиц – 32 (30,8%), должностных лиц – 61 (58,6%), физических лиц – 11 (10,6%). Материалы дел об административных правонарушениях направлены Обрнадзором Югры на рассмотрение в судебные органы.                                                                                    Из 104 дел об административных правонарушениях, возбужденных Обрнадзором Югры:                                                                                                                  59 по фактам выявленных нарушений по результатам проведенных проверок;                                                                                                                                           41 по нарушениям порядка проведения государственной итоговой аттестации;                                                                                                                                               4 по обращениям граждан, в том числе 1 по сведениям поступившим из средств массовой информации.                                                                                                В отношении лиц, допустивших нарушения обязательных требований, судебными органами приняты постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа – 45 юридических и должностных лиц, вынесено предупреждение по 11 административным делам, объявлено устное замечание в 13 случаях, в отношении одной образовательной организации применено административное приостановление деятельности, прекращены 7 административных дел в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, 1 дело об административном правонарушении прекращено в связи с возбуждением уголовного дела в отношении должностного лица, 5 административных дел прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,               22 дела об административных правонарушениях находятся на рассмотрении в судебных органах.                                                                                                                           Общая сумма наложенных судебными органами административных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Обрнадзором Югры, по состоянию на 01.11.2018 составила – 1 331 000 рублей.                                                                          Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения в 2018 году, составляет 43% от общего количества проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования и лицензионному контролю, что несколько меньше показателя за аналогичный период 2017 года (46%).                                   В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований Обрнадзором Югры направлены предписания об устранении выявленных нарушений 82 объектам контроля, что на 13,5 % меньше данного показателя за аналогичный период 2017 года (104), а также предприняты меры по контролю за устранением выявленных нарушений.                                                                 Меры в отношении образовательных организаций принимались также по итогам обращений граждан. Доля обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, от общего количества обращений, поступивших в Обрнадзор Югры в 2018 году, составила – 59 % (45 обращений), из них в 5 обращениях информация о нарушении обязательных требований нашла свое подтверждение, что составляет 11,1 % от указанных обращений.              По результатам рассмотрения обращений, в том числе по информации, полученной из СМИ, Обрнадзором Югры приняты меры ограничительного и предупредительного характера, направленных на профилактику и устранение причин и последствий выявленных нарушений требований законодательства об образовании:                                                                                                                     выданы 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;                                                                                                               возбуждены 4 дела об административном правонарушении (по результатам рассмотрения 2 обращений и информации, полученной из СМИ);         направлены 3 письма руководителям органов управления образованием (о принятии комплекса мер, направленных на обеспечение соблюдения образовательными организациями установленных требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса; о проверке информации об использовании имущества Школы, а также интернет-трафика для целей, не связанных с реализацией основных общеобразовательных программ, а также для достижения целей, установленных Федеральными государственными образовательными стандартами), в образовательную организацию о принятии мер по своевременному обеспечению прав и свобод обучающихся, работников учреждения в части создания условий и организации дополнительного профессионального образования, использования и совершенствования методов обучения и воспитания, обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям и потребностям обучающихся.                                                                                        Сведения о количестве выявленных нарушений требований законодательства об образовании и принятых Обрнадзором Югры мерах реагирования по фактам выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений представлены в таблице 2.                        Все обращения граждан рассмотрены Обрнадзором Югры в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», судебная практика привлечения к ответственности должностных лиц Обрнадзора Югры за нарушение порядка рассмотрения обращений отсутствует.                                                                             Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 26 октября 2018 года проведена проверка соблюдения Службой требований законодательства при рассмотрении обращения граждан, в ходе проведения которой нарушений не выявлено.

Сведения о принятых Обрнадзором Югры за 2018 год мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора), лицензионного контроля

Таблица 2

№ п/п

Показатели

январь-октябрь 2017 года

январь-октябрь               2018 года

1.      

Количество выявленных нарушений в ходе проведения проверок

423

321

2.      

Количество нарушений, выявленных в ходе проведения контроля соблюдения установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации

19

22

3.      

Количество выданных предписаний об устранении нарушений

104

82

4.      

Доля предписаний, выданных по результатам государственного надзора в сфере образования, от общего числа выданных предписаний

70%

79%

5.      

Доля предписаний, выданных по результатам лицензионного контроля, от общего числа выданных предписаний

30%

21%

6.      

Количество приостановленных лицензий на осуществление образовательной деятельности

0

0

7.      

Количество аннулированных лицензий на осуществление образовательной деятельности

0

0

8.      

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях

121

104

9.      

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проверок

79

59

10.  

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА

39

41

11.  

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам рассмотрения обращений

3

4

12.  

Доля проверок, по результатам которых возбуждены дела об административном правонарушении, от общего числа проведенных проверок

12%

12,2%

13.  

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

102

98

14.  

Количество дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых назначено административное наказание

71

72

15.  

Доля назначенных наказаний от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях.

69,6%

73,5%

16.  

Количество направленных апелляционных, кассационных жалоб (отзывов на жалобы, на заявления Прокуратуры) на постановления судебных органов

14

4

Целью привлечения к административной ответственности за административное правонарушение является не только наказание, но и пресечение деятельности объекта контроля с нарушением требований законодательства и обеспечения выполнения своих обязанностей, требований государственных органов.

5. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

Случаев обжалования действий (бездействий) должностных лиц Обрнадзора Югры, повлекших за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлечения к участию в проверке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также отмены результатов проведенных проверок отсутствуют.

По результатам 2 проверок в 2018 году руководителями образовательных организаций выражено несогласие с результатами проверки: в части внесения изменения в устав организации, осуществляющей обучение (1 случай), а также в части обеспечения печатными и электронными образовательными ресурсами (учебниками, учебными пособиями) по учебным предметам основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования (1 случай).

Обрнадзором Югры направлены по указанным возражениям на акты проверок мотивированные ответы, результаты указанных проверок не изменялись.

Также имел место случай, при котором во время проверки частной образовательной организации дополнительного профессионального образования, поступление некорректной информации в рамках межведомственного электронного взаимодействия могло привести к необоснованному привлечению образовательной организации к административной ответственности и выдаче предписания по устранению нарушения которое не имело место. Однако своевременное реагирование и налаженное взаимодействие двух государственных контрольно-надзорных органов позволило своевременно избежать негативных последствий.

Опубликовано: 20.11.2018        Обновлено: 09.12.2018 11:02