Размер:
Цвет:

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований в сфере образования за 2018

1. Общие положения

Государственный контроль - одна из функций государства, осуществляемая в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается комплекс действий уполномоченных на то лиц, направленных на установление исполнения подконтрольными субъектами норм законодательства, выявление, пресечение правонарушений и применение санкций.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Настоящий доклад подготовлен Службой по контролю и надзору
в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, автономный округ) в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21 февраля 2017 года № 13(2).

Доклад является руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение о правомерности деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части разъяснения неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований, новых требований нормативных правовых актов, а также содержит необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов организационные, технические и иные мероприятия.

Нормативные правовые акты и документы в сфере образования, использованные при подготовке настоящего доклада:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 559-р (действующий в настоящее время документ);

Методические рекомендации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года № 7);

Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол
от 20 января 2017 года № 1);

Методические рекомендации по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21 февраля 2017 года № 13(2));

приказ Службы от 30 декабря 2016 года № 30-ОД-2180 «Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Службой по контролю
и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры мероприятий по государственному контролю и надзору»
(в ред. приказов Службы от 08.12.2017 № 30-ОД-1733, от 18.01.2018
№ 30-ОД-31, от 31.07.2018 № 30-ОД-782).

Данный перечень размещен на официальном сайте Службы https://obrnadzor.admhmao.ru/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy.

Также на официальном сайте Службы в разделе «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности» размещены приказы Службы:

от 15 февраля 2017 года № 30-ОД-234 «Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и назначении уполномоченного подразделения»;

от 26 декабря 2017 года № 30-ОД-1826 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2018 год»;

от 27 июня 2018 года № 30-ОД-622 «Об утверждении Порядка организации и проведения профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования».

Целью доклада является информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства об образовании.

Доклад содержит информацию о неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требованиях, разъяснение новых требований нормативных правовых актов и необходимых для реализации этих требований организационных, технических и иных мероприятиях.

2. Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий
в нормативных правовых актах

К органам исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения законодательства в части компетенции относятся Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и другие.

Обрнадзор Югры не наделен полномочиями по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования.

Вместе с тем, выражаем позицию Обрнадзора Югры по некоторым вопросам в части осуществления образовательной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таблица 1.

№ п/п

Обязательное требование

Разъяснение

1.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено обязательное требование, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 41-П)

2.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, органам местного самоуправления следует принять или обновить распорядительные акты по вопросам приема детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

3.

Федеральным законом № 273-ФЗ не урегулирован вопрос предоставления каникул обучающимся по образовательным программам дошкольного образования, установленный Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014

Образовательная программа дошкольного образования может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду (п. 2.5 ФГОС дошкольного образования). В то же время она может предусматривать перерыв в занятиях в связи с прогнозируемым снижением посещения детьми детского сада, например, в летний период. Перерыв в образовательной деятельности не является каникулами, поскольку его целью является оптимизация работы детского сада в определенный период времени, а не плановый перерыв для отдыха от образовательной нагрузки (пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

4.

В соответствии с частью 9 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану

Согласно пункту 20 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

3. Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Таблица 2.

п/п

Требование

нормативного правового акта

Разъяснение

1.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ внесены изменения в статьи 11 и 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия документа - 14.08.2018)

Устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка.

Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

2.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 316-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

(начало действия документа - 14.08.2018)

Совершенствуется порядок осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и правовое регулирование лицензионного контроля

В частности, высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, исключаются внеплановые проверки, проводимые в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.

Предусматривается, что к муниципальному контролю относится также деятельность органов местного самоуправления по организации и проведению мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Кроме того:

- уточняются правовые основы осуществления федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора);

- устанавливается, что положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок;

- уточняется перечень случаев, когда при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки могут не проводиться.

3.

Приказом Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации

от 5 мая 2018 года № 298н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (начало действия документа - 09.09.2018)

Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В функции данных специалистов входит:

- преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;

- организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения своих функций.

4.

Приказом Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 603н утвержден профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (начало действия документа - 28.10.2018)

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий.

В функции данных специалистов входит:

- проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий;

- педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий;

- планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

В соответствии с пунктом 1 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

4. Организационные, технические и иные мероприятия, необходимые для реализации новых требований

нормативных правовых актов

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 в федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 и от 17 декабря 2010 года № 1897) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.

Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.

В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.

Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Образовательные организации обязаны предоставить учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, а также организовать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для достижения вышеуказанных целей.

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо проанализировать изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части соблюдения нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, устранить причины, факторы и условия, способствующие нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Образовательным организациям необходимо учитывать требования к образованию и обучению педагога дополнительного образования – высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 603н «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Образовательным организациям необходимо учитывать особые условия допуска к работе мастера производственного обучения:

отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности;

наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

прохождение инструктажа по охране труда.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Руководителем образовательной организации обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

Наличие при входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика.

Наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Адаптация официального сайта образовательной организации для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

Обеспечение предоставления услуг тьютора образовательной организацией на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Оказание работниками образовательной организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию Образовательной организации наравне с другими лицами.

4. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования

п/п

Вопрос

Ответ

(нормативное обоснование)

1.

Обеспечена ли образовательной организацией открытость и доступность информации о своей деятельности на официальном сайте в сети «Интернет»?

Образовательные организации должны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности посредством обеспечения размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»

(пункт 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон № 273-ФЗ))

2.

Содержит ли специальный раздел «Сведения об образовательной организации необходимые подразделы?

Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

должен содержать следующие подразделы:

1. Основные сведения.

2. Структура и органы управления образовательной организацией.

3. Документы.

4. Образование.

5. Образовательные стандарты.

6. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.

7. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.

8. Стипендии и иные виды материальной поддержки.

9. Платные образовательные услуги.

10. Финансово-хозяйственная деятельность.

11. Вакантные места для приема (перевода)

(пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785).

3.

Обновляются ли образовательной организацией информация и документы на официальном сайте?

Информация и документы, указанные в части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений (Части 1, 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ;

постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 и приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785).

4.

Сведения, размещенные во всех подразделах специального раздела «Сведения об образовательной организации» обновляются не позднее 10 рабочих дней после их изменений?

Образовательная организация обновляет сведения и информацию об образовательной организации не позднее 10 рабочих дней после их изменений

(часть 3 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ;

пункт 6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582)

5.

Образовательной организацией соблюдаются технические характеристики, предъявляемые к формату представления на официальном сайте информации?

Информация об образовательной организации размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов

(пункт 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582;

пункты 4-7 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года

№ 785.

6.

Официальный сайт образовательной организации адаптирован с учетом с учетом особых потребностей инвалидов по зрению?

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG)

(пункт 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015;

пункт 42 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464;

пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008)

7.

Образовательной организацией при размещении информации на официальном сайте в сети «Интернет учтены требования законодательства о персональных данных?

При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных

Пункт 9 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582

8.

На официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» размещена необходимая информация и документы по вопросам приема в общеобразовательную организацию, дошкольную образовательную организацию?

8.1

На официальном сайте в сети «Интернет» размещен распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 апреля текущего года?

Образовательная организация обязана ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников (обучающихся)

(пункт 6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293;

пункт 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 22 января 2014 года № 32)

8.2

На официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» размещена информация о сроках приема документов в образовательную организацию?

Информация о сроках приема документов размещаются на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка

(пункт 6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293)

8.3

На официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» размещена информация о количестве мест в первых классах, наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории?

Государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:

количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля

(пункт 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 22 января 2014 года № 32

8.4

На официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» размещена примерная форма заявления о приеме в образовательную организацию?

Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства

(пункт 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293;

пункт 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 22 января 2014 года № 32)

8.5

На официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и на информационном стенде образовательной организации размещаются распорядительные акты о зачислении ребенка в дошкольную образовательную организацию?

Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о зачислении ребенка в образовательную организацию в течение трех рабочих дней после заключения договора. Распорядительный акт в трехдневный срок после издания размещается на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»

(пункт 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 8 апреля 2014 года № 293)

8.6

Образовательная организация осуществляет своевременное информирование о приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования?

В целях информирования о приеме на обучение образовательная организация размещает информацию на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также обеспечивает свободный доступ в здание образовательной организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе.

(пункты 17,18 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36)

9.

Образовательной организацией соблюдаются требования действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении приема на обучение?

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Прием проводится для освоения всей образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, в части требований к сроку освоения образовательной программы

(статья 55 Федерального закона № 273-ФЗ)

10.

Образовательной организацией разработана и утверждена образовательная программа?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность

(части 5,7 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ)

11.

Образовательная программа содержит все необходимые элементы?

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом № 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

(пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273-Ф3)

12.

Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС?

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ

(часть 7 статьи 12, часть 4 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ)

13.

Каким образом образовательной организацией определяется язык, языки образования по реализуемым образовательным программам?

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации

(часть 6 статьи 14 Федерального закона № 273-ФЗ)

14.

Может ли библиотечный фонд образовательной организации укомплектован только печатными учебными изданиями?

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

(часть 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ;

приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 31 марта 2014 года № 253)

15.

Образовательной организацией проводится текущий контроль, промежуточная аттестация?

Образовательная организация обязана обеспечивать осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения

(пункт 10 части 3 статьи 28, часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ)

16.

Образовательной организацией осуществляется контроль за реализацией основной образовательной программы образования?

Образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся

(пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ)

17.

Образовательной организацией обеспечивается внутренняя система оценки качества образования?

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе

проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования

(пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ)

18.

Должна ли образовательной организацией разрабатываться программа развития образовательной организации?

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации

(пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ)

19.

Образовательной организацией урегулированы вопросы организации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемых образовательных программ?

Обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами

(часть 2 статьи 30, пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ)

20.

Какие меры дисциплинарного взыскания могут быть применены к обучающимся за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность?

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 43 Федерального закона № 273-ФЗ)

21.

Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ с использованием ресурсов другой образовательной организации?

Да, может.

Совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность

(пункт 1 статьи 13, статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ)

22.

Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) созданы в образовательной организации?

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся

(статья 16 Федерального закона № 273-ФЗ)

23.

Образовательной организацией организовано обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся

(статья 79 Федерального закона № 273-ФЗ)

24.

Образовательной организацией созданы условия для обеспечения доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг?

Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами

(статья 79 Федерального закона № 273-ФЗ;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309)

25.

Образовательной организацией созданы условия для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции?

Обучающимся предоставляются академические права на

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции

(пункт 2 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ)

26.

В образовательной организации организовано оказание помощи родителям (законным представителям) обучающихся по охране и укреплению физического и психического здоровья обучающихся?

Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

(часть 2 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ)

27.

Образовательной организацией обеспечена деятельность комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

(части 2, 6 статьи 45 Федерального закона № 273-ФЗ)

28.

Педагогическим работникам образовательной организации предоставлено право на дополнительное профессиональное образование?

Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

(пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ)

29.

В образовательной организации проводится аттестация педагогических работников?

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность

(части 2,4 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ)

30.

Педагогическим работникам, обучающимся, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право на участие в управлении образовательной организацией?

педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации

(часть 4 статьи 26, пункт 17 части 1 статьи 34 , пункт 7 части 3 статьи 44, пункт 9 части 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ)

31.

Участникам образовательных отношений предоставляется право на ознакомление с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организации осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся?

Обучающимся предоставляются академические права на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

Наличие документов и материалов, подтверждающие ознакомление с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

(часть 2 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ)

32.

Образовательной организацией созданы условия для обеспечения безопасности, охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников во время пребывания в образовательной организации?

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, возложены на образовательную организацию

(пункт 15 части 3, пункт 2 части 6 статьи 28, пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ)

33.

Педагогические работники образовательной организации обучены навыкам оказания первой помощи?

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи

(пункт 11 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ)

34.

Образовательной организацией организовано питание обучающихся?

Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность

(пункт 15 части 3 статьи 28, пункт 2 части 2 статьи 34, части 1, 2 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ)

35.

Образовательной организацией регламентированы вопросы организации режима занятий обучающихся, внутреннего распорядка обучающихся, внутреннего трудового распорядка?

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся, внутреннего распорядка обучающихся, внутреннего трудового распорядка

(пункт 1 части 3 статьи 28, часть 2 статьи 30, пункт 3 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ)

36.

Образовательной организацией регламентирован режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников?

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства

(часть 7 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ)

37.

Образовательной организацией определены оптимальные учебные, внеучебные нагрузки обучающихся, в том числе сроки каникул обучающихся?

Обучающимся предоставляются академические права, в том числе на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

Образовательной организацией определяется оптимальная учебная, внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительности каникул, с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

(пункт 11 части 1 статьи 34, пункт 3 части 1, пункт 3 части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ)

38.

В образовательной организации ведется работа по профилактике, расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации?

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1, пункт 4 части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ)

39.

Образовательной организацией вносятся сведения о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении»?

Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

(части 9, 10 статьи 98 Федерального закона № 273-ФЗ)

40.

В образовательной организации соблюдаются требования действующего законодательства Российской Федерации при оказании платных образовательных услуг (при условии оказания образовательной организацией платных образовательных услуг)?

Наличие локальных нормативных актов об утверждении стоимости обучения по каждой ОППО и порядка расходования средств. Проверка соответствия использования доходов от оказания платных образовательных услуг уставным целям организации.

(статья 101 Федерального закона № 273-ФЗ;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»)

Вопросы, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений

1.

При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся?

Как данный пункт работает на практике в образовательной организации дополнительного профессионального образования?

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы) или иные органы.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона № 273 при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей и представительных органов обучающихся.

Учитывая изложенное, образовательная организация при разработке локальных нормативных актов, затрагивающих связанные с организацией учебного процесса права обучающихся, должна учитывать мнение указанных структур.

2.

Нужно ли образовательной организации дополнительного профессионального образования вносить сведения о документах, полученных по окончании курсов в «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении»?

В настоящее время Рособрнадзором разработан модуль ФИС ФРДО для внесения сведений о документах, об образовании по программам дополнительного профессионального образования.

С октября по декабрь 2018 года проводится апробация указанного модуля с дальнейшим вводом в эксплуатацию с 1 января 2019 года.

3.

Какими документами (кроме ФГОС) необходимо руководствоваться при формировании индивидуального учебного плана ученика, обучающегося на дому, в части объема и перечня учебных предметов, учебных курсов и курсов внеурочной деятельности?

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (Статья 41 Федерального закона № 273).

Объем часов, который отражается в индивидуальном плане, должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся и максимально допустимой учебной нагрузке, установленной СаНПиН (например, 21 час в 1 классе). Обучающиеся с ОВЗ должны обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе (определенного уровня образования) в соответствии с рекомендациями ПМПК, при этом с ребенком должны работать не только учителя, но и специалисты сопровождения, рекомендованные ПМПК.

4.

В процессе реорганизации образовательной организации был выявлен диплом, выданный в иностранном государстве (Казахстан, 1994 г.).

Как поступить руководителю образовательной организации (уволить сотрудника или запросить подтверждение иностранного образования)?

Как поступить с педагогом до получения свидетельства о признании?

Статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлена автономия образовательных организаций, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, и пунктом 6 части 1 статьи 51 установлена ответственность руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (далее - Стороны) действует ряд международных договоров о взаимном признании, которые распространяются на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территории Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из Сторон, расположенными на территории других государств.

Под их действие не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные в Республике Казахстан с 29.03.1994 г. по 30.09.1999 г.

В соответствии с частью 14 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.02.2014 № 272-р

в Российской Федерации определена уполномоченная организация, осуществляющая функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве (ФГБУ «Главэкспертцентр»).

Предложения по итогам проведения публичных обсуждений

По итогам проведения публичных обсуждений поступили следующие предложения.

1. О внесении изменений (дополнений) в статью 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в части финансового регулирования реализации образовательных программ в сетевой форме между организациями различных типов и организационно-правовых форм.

2. Появление новых тенденций и требований в сфере образования сопровождается, как правило, новыми актами, содержащими обязательные требования. Однако применение их на практике вызывает вопросы, а порой и разногласия. В связи с этим поступило предложение: нормативные изменения обеспечивать (сопровождать) методическими рекомендациями.

3. В последнее время активно реализуется инклюзивное образование, однако практика показывает отсутствие достаточного нормативного правового обеспечения. Это, в свою очередь, не позволяет выстроить образовательный процесс без нарушений требований законодательства. Предложение: разработать пакеты документов для организации инклюзивного образования на разных уровнях образования.

4. Провести публичные обсуждения в 2019 г. в г. Нижневартовске.

Опубликовано: 20.11.2018        Обновлено: 18.12.2018 10:16