Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год


ДОКЛАД

по правоприменительной практике

Службы по контролю и надзору в сфере образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2020 год

                                                                                                                          СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения………………………………………………………..

3

2. Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению……………………….  

5

3. Проведенные в отношении подконтрольных лиц проверки и иные мероприятия по контролю…………………………………………………..

15

4. Наложенные по результатам проверок и иных мероприятий по контролю меры административной и иной публично-правовой ответственности………………………………………………………………

16

5. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц………………………………………………………...

20

1.     Общие положения

Настоящий доклад разработан Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Обрнадзор Югры, Служба) в целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ);

Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 14.06.2017 № 546 (далее – Административный регламент № 546);

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 10.11.2017 № 1096 (далее – Административный регламент № 1096);

Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 07.12.2017 № 1197 (далее – Административный регламент № 1197).

Учтены также положения принятых в 2020 году новых административных регламентов:

Административный регламент осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.03.2020 № 427;

Административный регламент осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 № 709;

Административный регламент осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 № 710.

Настоящий доклад подготовлен Службой в соответствии с:

Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 № 7);

Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 № 1);

Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2));Приказом Обрнадзора Югры от 09.10.2020 № 30-ОД-868 «Об организации и проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год, руководств по соблюдению обязательных требований в сфере образования».

Доклад содержит материалы по правоприменительной практике за 2020 год по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции Обрнадзора Югры, в том числе о:

типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению;

проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю;

наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности;

результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

Источниками сведений для подготовки доклада являются:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю Обрнадзора Югры, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц Обрнадзора Югры в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры;

результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

разъяснения Обрнадзора Югры по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные Обрнадзором Югры от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий.

 Информация в докладе представлена на основании сведений, имеющихся в Обрнадзоре Югры, по состоянию на 15.11.2020.

2. Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Обрнадзором Югры в 2020 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлялись нарушения обязательных требований по всем направлениям контроля (надзора).

1. Типичными нарушениями обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявленными при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования, являются:

1.1. Нарушения Федерального закона № 273-ФЗ:

части 1 статьи 28, части 1 статьи 30 – принятие локальных нормативных актов не в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

пункта 17 части 1 статьи 34 – в Уставе Учреждения не установлен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией;

пункта 9 части 1 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 41 – нарушение прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

части 3 статьи 45 – несоблюдение принципа равности числа представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в составе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; части 2 статьи 54 – отсутствие в договорах об образовании основных характеристик образования, в том числе формы обучения, срока освоения образовательной программы (продолжительности обучения);

части 1 статьи 58 – несоблюдение нормы о сопровождении освоения образовательных программ промежуточной аттестацией обучающихся;

части 3 статьи 74 – непривлечение представителей работодателей, их объединений к проведению квалификационного экзамена.

1.2. Нарушения Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27.06.2017 № 602:

пункта 16 – несоставление комиссией по расследованию несчастного случая протокола осмотра места несчастного случая, схемы места несчастного случая;

пункта 21 – невыдача экземпляра акта о расследовании несчастного случая с обучающимся совершеннолетнему пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), родителям (законному представителю) несовершеннолетнего пострадавшего в течение трех рабочих дней после дня его регистрации; ненаправление экземпляра акта о расследовании несчастного случая с обучающимся вместе с копиями материалов расследования Учредителю.

1.3.   Нарушения Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 08.04.2014 № 293:

пункта 6 – отсутствие в заявлениях о приеме в Учреждение информации о месте рождения ребенка, отметки о факте ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с распорядительным актом органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

пункта 9 – отсутствие в заявлениях о приеме в Учреждение сведений об адресе места жительства ребенка, выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;

пункта 11 – установление требования предоставления родителями (законными представителями) документов, прилагаемых к заявлению о приеме, не предусмотренных законодательством об образовании;

пункта 14 – в журналах регистрации заявлений на прием в образовательную организацию не регистрируются представленные родителями документы.

1.4. Нарушения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32:

пункта 9 – отсутствие в заявлениях о приеме в Учреждение сведений об адресе места жительства ребенка, о фамилии, имени, отчестве (при наличии), адресе места жительства, контактном телефоне второго родителя ребенка;

пункта 14 – оформление зачисления в Учреждение распорядительным актом не в течение 7 рабочих дней после приема документов;

пункта 18 – в журналах регистрации заявлений на прием в образовательную организацию не регистрируются представленные родителями документы.

1.5.   Нарушения требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785:

пункта 3 – отсутствие на сайте образовательной организации обязательной информации (либо представление информации не в полном объеме).

1.6.   Нарушения Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706:

пункта 12 – отсутствие обязательных сведений в договоре на оказание платных образовательных услуг между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся.

1.7.   Нарушения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155:

пунктов 2.11.1, 2.11.2, 2.11.3 – отсутствие обязательных подразделов в основной общеобразовательной программе дошкольного образования;

пункта 2.7 – установление в образовательной программе предельного для получения дошкольного образования возраста детей – 7 лет.

1.8. Нарушения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.04.2014 № 276:

пункта 9 – нарушение сроков ознакомления педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, с графиком проведения аттестации;

пункта 12 – нарушение срока ознакомления педагогических работников с представлением.

1.9. Нарушения порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115:

пункта 18 – отсутствие в книге регистрации выданных документов об образовании всех обязательных сведений;

пункта 19 – в книге регистрации выданных документов об образовании: список выпускников текущего учебного года вносится не в алфавитном порядке;

номера бланков вносятся не в порядке возрастания;

отсутствует заверение записи о выдаче дубликата аттестата, дубликата приложения к аттестату подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдавшей аттестат, и скрепление печати организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.10. Нарушения Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 (далее – ФИС ФРДО):

пункта 5 – невнесение сведений о выданных документах о квалификации в ФИС ФРДО.

1.11. Нарушения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196:

пункта 5 – отсутствие в утвержденных общеобразовательных программах дополнительного образования следующих элементов: учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов.

1.12. Нарушения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499:

пунктов 6, 9 – в структуре дополнительной профессиональной программы не представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

1.13. Нарушения Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.08.2013 № 303-п:

пункта 1 – не организован индивидуальный отбор при приеме либо переводе для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

пунктов 6, 9 – установлен критерий индивидуального отбора обучающихся, не предусмотренный законодательством.

В целях недопущения и устранения указанных нарушений законодательства об образовании образовательным организациям необходимо:

принять меры по приведению локальных актов в соответствие с требованиями законодательства;

усилить контроль за оформлением образовательных отношений с обучающимися, а также строго соблюдать и исполнять обязанности, отнесенные к компетенции образовательной организации при приеме на обучение, в том числе при организации индивидуального отбора при приеме либо переводе для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;

принять меры по недопущению несчастных случаев, строгому соблюдению требований к оформлению и учету несчастных случаев в образовательных организациях;

обеспечить соблюдение нормативных актов в сфере образования регламентирующих порядок реализации соответствующих образовательных программ, ведению образовательной деятельности, оформлению аттестатов, оказанию платных образовательных услуг;

провести анализ официального сайта на предмет соответствия установленным требованиям к структуре и содержанию.

2.    Типичными нарушениями обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявленными при осуществлении лицензионного контроля, являются:

2.1. Нарушения части 2 статьи 18 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» – осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2.2. Нарушения пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966:

подпункта «б» – отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений не в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе не в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

подпункта «д» – привлечение лицензиатом к педагогической деятельности педагогических работников, не соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ, и не обладающих соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н и (или) профессиональным стандартам.

В целях недопущения и устранения указанных нарушений лицензионных требований образовательным организациям необходимо:

соблюдать порядок переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности, установленный статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

проводить анализ уровня образования и квалификации педагогических работников, привлекаемых к педагогической деятельности на предмет их соответствия установленным требованиям;

обеспечить архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность) в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

3.    Типичными нарушениями обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявленными при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, являются:

3.1. Нарушения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в части пунктов 16, 19.1 19.3, 19.5, 19.7, 19.8, 19.10, 19.11:

пункта 19.1 – отсутствие в пояснительной записке основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) сведений об общих подходах к организации внеурочной деятельности;

пункта 19.4 – отсутствие обязательных компонентов в программе формирования универсальных учебных действий ООП НОО: типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

3.2. Нарушения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598:

пункта 2.8 – отсутствие в адаптированной образовательной программе (далее – АОП) программ отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

пункта 2.9.5 – несоответствие структуры и содержания рабочих программ установленным требованиям, а именно, отсутствие следующих компонентов:

общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса;

описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, коррекционного курса;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

пункта 2.9.8 – отсутствие в программа коррекционной работы АОП обязательных элементов:

система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающая психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей;

мониторинг динамики развития обучающихся, корректировка коррекционных мероприятий.

3.3. Нарушения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897:

пункта 18.2.1 – отсутствие в программе развития универсальных учебных действий основной общеобразовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО) не содержит обязательных компонентов:

типовые задачи применения универсальных учебных действий;

описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

пункта 18.3.2 – отсутствие в системе условий реализации ООП ООО не включает обязательных элементов:

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами программы;

сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий, контроль состояния системы условий.

В целях недопущения и устранения указанных нарушений, образовательным организациям необходимо провести проверку утвержденных основных общеобразовательных программ на предмет их соответствия ФГОС, внести при необходимости соответствующие изменения.

3. Проведенные в отношении подконтрольных лиц проверки и иные мероприятия по контролю

Существенное влияние на количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2020 году оказали ограничительные меры, связанные с введением режима повышенной готовности, вызванные новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019). В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», из плана плановых проверок на 2020 год исключены 166 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С учетом исключенных из плана плановых проверок за прошедший период 2020 года Обрнадзором Югры проведено 64 проверки, из которых 44 плановых.

В соответствии с утвержденным Обрнадзором Югры планом плановых проверок все плановые проверки имели комплексный характер и проводились одновременно:

по трем направлениям: федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль – в отношении организаций реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию;

по двум направлениям: федеральный государственный надзор в сфере образования, лицензионный контроль – в отношении организаций, реализующих образовательные программы, не требующие государственной аккредитации.

При этом более 93% плановых проверок проведены в форме выездной проверки.

Такой подход при формировании и реализации плана плановых проверок обеспечил эффективность контрольных (надзорных) мероприятий. Проводимая специалистами Обрнадзора Югры в ходе выездных проверок консультационная поддержка подконтрольных организаций позволила существенно улучшить состояние законности в сфере оказания образовательных услуг.

В 2020 году Обрнадзором Югры всего проведено 20 внеплановых проверок (из них: 2 – выездные, 18 – документарные) по следующим основаниям:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, лицензионных требований – 15;

наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа – 4;

истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии – 1.

Все внеплановые проверки, проведенные Обрнадзором Югры, не требовали согласования с Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

         При организации и проведении Обрнадзором Югры проверок в отношении юридических лиц в 2020 году обеспечено соблюдение прав руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей объектов контроля (далее – руководители образовательных организаций), предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ на:

непосредственное присутствие при проведении проверки, объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

ознакомление с документами и (или) информацией, полученными Обрнадзором Югры в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

предоставление документов и (или) информации, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Обрнадзор Югры по собственной инициативе;

ознакомление с результатами проверки и указание в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Службы.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Службы, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 (далее – Приказ № 141).

Оформление и вручение акта проверки, включая приложение к нему, осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ. Содержание акта проверки соответствует требованиям Приказа № 141 и включает:

наименование органа государственного контроля (надзора);

сроки проведения проверки;

перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки и независимых экспертов привлекаемых мероприятиям по контролю (надзору);

перечень лиц, присутствующих при проведении проверки;

дату подписания акта проверки;

нарушения, выявленные в ходе проведения проверки;    

отметку о внесении записи в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя;

перечень прилагаемых к акту документов и иную установленную информацию.

Должностными лицами, проводившими проверку, непосредственно после завершения каждой проведенной выездной проверки в 2020 году, акты проверки, подтверждающие выводы проверки, оформлены и вручены с копиями приложений руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица) под расписку об ознакомлении.

По результатам проведения документарных проверок, акты проверок, в установленные законодательством сроки, направлены организациям заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

В отчётном периоде отсутствовали случаи отказа в ознакомлении с актом выездной проверки подконтрольных организаций.

В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ Обрнадзором Югры в 2020 году осуществляется проведение таких мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, как:

наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации, в том числе при подготовке к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий и непосредственно в ходе проверок, а также при рассмотрении обращений, поступивших в адрес Обрнадзора Югры от граждан, либо органов власти;

наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем ФИС ФРДО, ГИС-Надзор) в Обрнадзор Югры в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) Обрнадзором Югры без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также ежемесячно в соответствии с приказом Службы ведется мониторинг реестра лицензиатов, имеющих краткосрочное право пользования зданием, строением, сооружением, помещением и территорией, необходимыми для осуществления образовательной деятельности.

В результате проведенной работы в 2020 году в организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории автономного округа, направлено 47 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, форма которых установлена приказом Службы от 05.04.2016 № 30-ОД-637 (с изменениями от 09.03.2017 № 30-ОД-335). Указанными мерами было предотвращено 60 случаев нарушения лицензионных требований, 9 случаев нарушения законодательства об образовании.

4. Наложенные по результатам проверок и иных мероприятий по контролю меры административной и иной публично-правовой ответственности

По итогам проведенных проверок, в ходе которых были выявлены нарушения Обрнадзором Югры, выдано 51 предписание об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании (лицензионных требований), которые вручены или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении подконтрольным организациям.Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения, составляет более 90% от общего количества проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования и лицензионному контролю. Увеличение доли проверок с выявленными нарушениями установленных требований вызвано увеличением доли комплексных проверок.       

По итогам проведенных проверок в рамках Федерального государственного контроля качества образования несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам не выявлено. Приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей, предусмотренное частью 9 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, не инициировалось.

В соответствии с пунктом 6.8 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 № 217-п, Обрнадзор Югры принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Практика применения Обрнадзором Югры в 2020 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) состоялась по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.57, 14.1, 19.20, 19.30 КоАП РФ:

по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) – 2 (1,9%);

по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) – 4 (3,9%);

по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)) – 14 (13,6%);

по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)) – 2 (1,9%);

по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод) – 1 (0,9%);

по части 1 ст. 19.30 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг) – 6 (5,8%);

по части 4 ст. 19.30 КоАП РФ (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации) – 64 (62,1%);

по части 5 ст. 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию) – 8 (7,8%);

по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания Службы) – 2 (1,9%).

По результатам исполнения государственных функций Обрнадзором Югры за отчетный период возбуждено 103 дела об административных правонарушениях путем составления протоколов об административных правонарушениях, из них в отношении юридических лиц – 20 (19,4%), должностных лиц – 63 (61,1%), физических лиц – 20 (19,4%). Материалы дел об административных правонарушениях направлены Обрнадзором Югры на рассмотрение в судебные органы, комиссию по делам несовершеннолетних.

Общая сумма наложенных административных штрафовпо результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Обрнадзором Югры, составила – 937 000 рублей.

         Меры в отношении образовательных организаций принимались также по итогам рассмотрения обращений граждан. Доля обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, от общего количества обращений, поступивших в Обрнадзор Югры в 2020 году, составила – 59,8 % (61 обращение), из них в 7 обращениях информация о нарушении обязательных требований нашла свое подтверждение, что составляет 6,9 % от указанных обращений. В сравнении с показателями 2019 года количество обращений, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, снизилось на 37%, а доля обращений, в которых информация о нарушении обязательных требований нашла свое подтверждение, снизилась более чем на 50%.

Все обращения граждан рассмотрены Обрнадзором Югры в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», судебная практика привлечения к ответственности должностных лиц Обрнадзора Югры за нарушение порядка рассмотрения обращений отсутствует.

Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период с 03.06.2020 по 23.06.2020 по итогам рассмотрения Службой обращения гражданина проведена проверка соблюдения Службой требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности, в ходе которой нарушений законодательства не выявлено.

По результатам рассмотрения обращений Обрнадзором Югры приняты меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на профилактику и устранение причин и последствий выявленных нарушений требований законодательства об образовании:

выданы 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (по результатам рассмотрения 4 обращений);

возбуждены 6 дел об административном правонарушении (по результатам рассмотрения 3 обращений);

направлены письма руководителям органов управления образованием (о принятии комплекса мер, направленных на обеспечение соблюдения образовательными организациями установленных обязательных требований).

При рассмотрении обращений граждан Службой принимались меры по обеспечению прав заявителей. К примеру, в Службу обратились родители детей, проживающих в городах Сургуте и Ханты-Мансийске, об обеспечении реализации их преимущественного права, установленного статьей 67 Федерального закона № 273-ФЗ, о приеме на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

В результате проведенных мероприятий во взаимодействии с муниципальными органами управления образования в ходе рассмотрения указанных обращений дети были зачислены в образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.

В целях реализации принципа открытости на официальном сайте Обрнадзора Югры в разделе «Обращения граждан» создан подраздел «Часто задаваемые вопросы», где на постоянной основе актуализируются вопросы о деятельности Обрнадзора Югры, в том числе вопросы, касающиеся нарушений обязательных требований.

Сведения о принятых Обрнадзором Югры за 2020 год мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора), лицензионного контроля

№ п/п

Показатели

январь-октябрь 2019 года

январь-октябрь               2020 года

1.     

Количество выявленных нарушений в ходе проведения проверок

797

230

2.     

Количество нарушений, выявленных в ходе проведения контроля соблюдения установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации

30

34

3.     

Количество выданных предписаний об устранении нарушений

170

51

4.     

Доля предписаний, выданных по результатам государственного надзора в сфере образования, от общего числа выданных предписаний

82%

90%

5.     

Доля предписаний, выданных по результатам лицензионного контроля, от общего числа выданных предписаний

18%

10%

6.     

Количество приостановленных лицензий на осуществление образовательной деятельности

0

2

7.     

Количество аннулированных лицензий на осуществление образовательной деятельности

0

0

8.     

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях

105

103

9.     

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проверок

84

39

10.

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА

16

64

11.

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам рассмотрения обращений

5

6

12.

Доля проверок, по результатам которых возбуждены дела об административном правонарушении, от общего числа проведенных проверок

19%

27%

13.

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

74

103

14.

Количество дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых назначено административное наказание, а также применено устное замечание в виду малозначительности совершенного правонарушения

69

103

15.

Доля назначенных наказаний от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях.

93%

100%

16.

Количество направленных апелляционных, кассационных жалоб (отзывов на жалобы, на заявления Прокуратуры) на постановления судебных органов

9

16

Целью привлечения к административной ответственности за административное правонарушение является не только наказание, но и пресечение деятельности объекта контроля с нарушением требований законодательства и обеспечения выполнения своих обязанностей, требований государственных органов.

5. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

Факты нарушений должностными лицами Обрнадзора Югры ограничений, установленных статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ, при проведении проверок отсутствуют.

По результатам проверки общеобразовательной организации г. Радужный руководителем образовательной организации выражено несогласие с результатами проверки в части необходимости обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательную организацию.

По указанному возражению Обрнадзором Югры на акт проверки и предписание об устранении выявленных грубых нарушений лицензионных требований направлен мотивированный ответ.

Не согласившись с результатом рассмотрения Обрнадзором Югры возражений, руководителем общеобразовательной организации подан гражданский иск в Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании предписания Обрнадзора Югры об устранении выявленных грубых нарушений лицензионных требований незаконным.

Решением судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2020 в удовлетворении заявленных требований о признании предписания Обрнадзора Югры об устранении выявленных грубых нарушений лицензионных требований незаконным отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2020 решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2020 оставлено без изменения.

В настоящее время предписание Обрнадзора Югры об устранении выявленных грубых нарушений лицензионных требований в части необходимости обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательную организацию общеобразовательной организацией г. Радужный исполнено.

В результате принимаемых мер в 2020 году в деятельности Обрнадзора Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Опубликовано: 18.11.2020 16:25        Обновлено: 18.11.2020 17:28