Размер:
Цвет:

Вопросы, поступившие от подконтрольных субъектов в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Вопрос 1. Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных   справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, установлены следующие требования к квалификации по должности «воспитатель» – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, определены следующие требования к образованию по должности «воспитатель»:

высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (педагогическое образование), соответствует установленным квалификационным требованиям и имеет право на занятие должности «воспитатель».

Вопрос 2: Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение, создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?  

Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт "и" пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 3: Какие условия должна соблюдать образовательная организация при сетевой форме реализации образовательных программ?

Наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» являются обязательными лицензионными требованиям, предъявляемыми к лицензиату при сетевой форме реализации образовательных программ (подпункт «г» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 4: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 44, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос обязательности, периодичности, формы и контроля прохождения промежуточной аттестации, обязательности предоставления в органы местного самоуправления результатов промежуточной аттестации детей, находящихся на семейном образовании, что вызывает неоднозначное толкование действующего законодательства со стороны родителей (законных представителей) детей, находящихся на семейной форме получения образования и может привести к нарушению прав ребенка на получение образования, а также неисполнения родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования.

С целью исключения случаев неоднозначного толкования действующего законодательства со стороны родителей (законных представителей) детей, находящихся на семейной форме получения образования а также неисполнения родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования, считаем необходимым инициировать разработку на уровне Минпросвещения нормативного правового акта, регламентирующего для родителей и органов местного самоуправления организацию обучения в форме семейного образования, в том числе обязательность, периодичность, формы и контроль прохождения промежуточной аттестации, обязательность предоставления в органы местного самоуправления результатов промежуточной аттестации детей, находящихся на семейном образовании.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 44, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).

Частью 1 стати 58 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

Непрохождение промежуточной аттестации обучающимися в форме семейного образования при отсутствии уважительных причин признаётся академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать (части 2, 3 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

Образовательной организацией принимается соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной аттестации (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).

Периодическое прохождение промежуточной аттестации является независимым профессиональным контролем получения образования в семейной форме: оценивает качество освоения обязательных требований к образованию, определённых федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня, свидетельствует об исполнении родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению обучения несовершеннолетнего.

Отказ родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, получающего образование в семейной форме, от прохождения промежуточной аттестации может рассматриваться как неисполнение родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования (пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Вопрос 5: В случае подачи заявления о приеме в форме электронного документа должен ли родитель (законный представитель) явиться непосредственно в образовательную организацию для предъявления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 9 Порядка приема, а также с целью ознакомления с документами, указанными в пункте 13 Порядка приема, и предоставления согласия на обработку персональных данных?

В соответствии с пунктом 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ОООД, уставом ОООД, с образовательными программами и документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями обучающихся фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Вопрос 6: Обязательно ли введение второго иностранного языка в общеобразовательных организациях?

            По вопросу введения 2-го обязательного для изучения иностранного языка в общеобразовательных организациях Департаментом государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации даны комментарии (письмо от 04.12.2019 № 04-1375 «Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее - ФГОС НОО), "Иностранный язык" относится к обязательной предметной области, входящей в учебный план.

В соответствии с пунктом 13 ФГОС НОО предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, в которой должны быть выделены результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня.

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее - ФГОС ООО), в учебный план, в том числе, входит обязательная предметная область "Иностранные языки" и учебные предметы "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык".

В силу пункта 12 ФГОС ООО достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, и результаты государственной итоговой аттестации выпускников (далее - ГИА), характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно пункту 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/N 1513 (далее - Порядок ГИА ООО), ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена: экзамены по русскому языку и математике - обязательные учебные предметы, а также экзамены по выбору участника ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов, среди которых присутствуют и иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский).

Таким образом, учебный предмет "Иностранный язык" в рамках ГИА по образовательным программам основного общего образования участники ГИА сдают на добровольной основе.

В настоящее время Министерством подготовлен проект обновленного ФГОС ООО, в соответствии с которым в обязательную часть учебного плана включена предметная область "Иностранные языки" и учебный предмет "Иностранный язык".

Согласно проекту обновленного ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, может включаться учебный предмет "Второй иностранный язык" из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС СОО), на уровне среднего общего образования учебный план предусматривает в рамках предметной области "Иностранные языки" изучение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом и углубленном уровнях.

Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на базовом уровне направлено на сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике: умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Освоение учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" на углубленном уровне дополнительно направлено на достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля; сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

В соответствии с пунктом 12 ФГОС СОО освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается обязательной ГИА выпускников.

Согласно пункту 8 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2012 г. № 190/1512 (далее - Порядок ГИА СОО), государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и (или) ГВЭ проводится по обязательным учебным предметам - русскому языку и математике, а также по учебным предметам по выбору, среди которых в том числе и иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), которые участники ГИА сдают на добровольной основе по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Для прохождения государственной итоговой аттестации участник ГИА имеет право выбрать более одного иностранного языка. Факт отсутствия в учебном плане основной образовательной программы соответствующего уровня, которую осваивал участник ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность, иностранного языка из числа предусмотренных Порядком ГИА ООО либо Порядком ГИА СОО для прохождения в рамках ГИА, не является основанием для недопуска к прохождению ГИА по иностранному языку, изучение которого осуществлялось обучающимся самостоятельно.

Министерство обращает внимание, что в 2022 году планируется завершить внедрение ФГОС СОО, в результате чего учебный предмет "Иностранный язык" станет обязательным предметом наряду с учебными предметами "Русский язык" и "Математика" при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При этом обучающийся сможет самостоятельно выбрать уровень сдачи экзамена (базовый или углубленный).

               Вопрос: может ли председателем экзаменационной комиссии по проведению итоговой аттестации по результатам профессионального обучения быть работник образовательной организации, в которой обучался участник квалификационного экзамена.

 В соответствии со ст. 74 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Иных условий или ограничений проведения квалификационного экзамена Законом об образовании не установлено.

При этом порядок проведения квалификационного экзамена по отдельным образовательным программам может устанавливаться соответствующими нормативно-правовыми актами. К примеру, пункт 2 правил сдачи квалификационного экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», устанавливают, что экзаменационную комиссию по проведению квалификационного экзамена в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных охранников возглавляет руководитель образовательной организации или его заместитель.

 

Опубликовано: 20.12.2019 17:13        Обновлено: 16.12.2020 16:15