Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2017

1.     Общие положения

Настоящий доклад подготовлен Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Обрнадзор Югры) в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2)).

Настоящий доклад разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования;

Административных регламентов исполнения Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного           округа – Югры государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках преданных полномочий;

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 № 7);

Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 № 1);

Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2));

Приказа Обрнадзора Югры от 15.02.2017 № 30-ОД-234 «Об утверждении порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и назначении уполномоченного подразделения»;

Материалы содержат доклад по правоприменительной практике по всем видам контроля (надзора), отнесенным к компетенции Обрнадзора Югры.

Целями обобщения результатов правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения Обрнадзором Югры федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством об образовании Российской Федерации (далее – обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Обрнадзора Югры путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

актуализация нормативных правовых актов для устранения противоречий обязательных требований;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Источниками сведений для подготовки доклада являются:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю Обрнадзора Югры, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц Обрнадзора Югры в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры;

результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

разъяснения Обрнадзора Югры по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные Обрнадзором Югры от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий.

         Информация в докладе представлена на основании сведений, имеющихся в Обрнадзоре Югры, по состоянию на 13.11.2017.

 

2. Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 25.06.2012 № 217-п, Обрнадзор Югры осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в том числе государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории автономного округа, за исключением организаций, государственный контроль (надзор) в отношении которых отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Обрнадзором Югры в 2017 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – лицензиат, образовательная организация, организация), выявлены типичные и массовые нарушения следующих обязательных требований:

№ п/п

Типичные и массовые нарушения обязательных требований

Возможные мероприятия по их устранению

1.     

Федерального закона № 273-ФЗ в части обеспечения информационной открытости образовательных организаций, издания образовательными организациями локальных нормативных актов, организации питания и охраны здоровья обучающихся, заключения договоров об образовании, организации и осуществления обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования (статьи 29, 30, 37, 41, 54, 76 и др.).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, направленные на соблюдение указанных требований законодательства об Федерального закона № 273-ФЗ, а также подзаконных нормативных актов, регламентирующих указанные направления деятельности.

2.     

Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства России от 15.08.2013 № 706, в части увеличения стоимости платных образовательных услуг, информирования заказчика, заключения договора об оказании платных образовательных услуг (пункты 8 – 13 и др.).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, направленные на предупреждение включения в договоры об оказании платных образовательных услуг условий, ограничивающих права заказчика.

3.     

Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, в части заполнения подразделов официального сайта необходимой информацией, своевременного ее обновления (пункты 3-8).

Образовательным организациям необходимо привести официальные сайты в соответствие с требованиями законодательства об образовании и актуализировать информацию на сайтах в предусмотренные законодательством об образовании сроки.

4.     

Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729              (далее – ГИС ФРДО), в части своевременного внесения сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в ГИС ФРДО (пункт 5).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с получением доступа к ФИС ФРДО, а также соблюдения сроков внесения сведений в ФИС ФРДО.

5.     

Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293, в части издания правил приема, отказа в приеме, ознакомления родителей (законных представителей) детей с документами образовательной организации, регламентирующих образовательную деятельность, соблюдения сроков приема, сведений, указываемых в заявлении о приеме, учета принятых заявлений о приеме, формирования личных дел обучающихся (пункты 3, 5-7, 9-12, 14, 16-18).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с соблюдением требований законодательства об образовании при организации приема обучающихся.

6.     

Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32, в части издания правил приема, отказа в приеме, ознакомления родителей (законных представителей) детей с документами образовательной организации, регламентирующих образовательную деятельность, соблюдения сроков приема, сведений, указываемых в заявлении о приеме, учета принятых заявлений о приеме, формирования личных дел обучающихся (пункты 3-9, 13, 14, 17-20).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с соблюдением требований законодательства об образовании при организации приема обучающихся, издании локальных нормативных актов.

7.     

Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, в части организации работы приемной комиссии, сроков приема, указания сведений в заявлении о приеме (пункты 10, 20, 22 и др.).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с соблюдением требований законодательства об образовании при организации приема обучающихся.

8.     

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014, в части определения возраста получения дошкольного образования, присмотра и ухода за воспитанниками, соответствия образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (пункты 6, 10).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с приведением структуры и содержания образовательных программ в соответствие с законодательством об образовании, обеспечением условий для организации получения дошкольного образования, присмотра и ухода за воспитанниками в соответствии с требованиями законодательства об образовании.

9.     

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в части соответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, организации образовательной деятельности в соответствии с расписанием, установления сроков ликвидации обучающимися академической задолженности, создания условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся (пункты 9, 10, 16, 20, 32).

Общеобразовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с приведением структуры и содержания образовательных программ в соответствие с законодательством об образовании.

10.

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464, в части соответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, предоставления обучающимся после прохождения итоговой аттестации каникул в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования (пункты 12, 38).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с приведением структуры и содержания образовательных программ в соответствие с законодательством об образовании, разработке мер по предупреждению нарушений прав обучающихся.

11.

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, в части структуры образовательной программы, разработки программ профессиональной переподготовки на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ, определения формы обучения и сроков освоения образовательных программ, организации обучения по индивидуальному учебному плану, организации итоговой аттестации (пункты 6, 9, 10, 12, 14, 18, 19).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с приведением структуры и содержания образовательных программ, разработкой локальных нормативных актов в соответствии с законодательством об образовании.

12.

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, в части реализации дополнительных общеобразовательных программ в течение всего календарного года, включая каникулярное время, организации обучения по индивидуальному учебному плану, обновления дополнительных общеобразовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, определения формы аудиторных занятий, а также формы, порядка и периодичности проведения промежуточной аттестации учащихся (пункты 6, 8, 11, 13, 17).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с разработкой календарного учебного графика, организации обучения по индивидуальному учебному плану, разработкой локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

13.

Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 731, в части сведений, указываемых в заявлении о приеме, организации и проведения индивидуального отбора (пункты 11, 15, 17).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с приведением форм документов в соответствие с требованиями законодательства об образовании.

14.

Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013             № 1145, в части организации и проведения индивидуального отбора, установления требований, предъявляемых к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих, системы оценок, условий и особенностей проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья, формирования апелляционной комиссии (пункты 5, 10, 14, 18).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения требований законодательства по организации и проведению индивидуального отбора обучающихся.

15.

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от18.04.2013 № 291, в части заключения договоров на организацию и проведение практики обучающихся, оформления результатов практики (пункты 15, 20).

Образовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с заключением договоров на организацию и проведение практики обучающихся, оформления результатов практики.

16.

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (далее – Приказ Минобрнауки № 1394), в части наличия у участников государственной итоговой аттестации (далее – участники ГИА) запрещенных предметов, средств связи (пункт 42).

Образовательным организациям, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, необходимо выполнить ряд организационных мероприятий, связанных с ознакомлением участников ГИА с требованиями Приказа Минобрнауки № 1394 и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственной итоговой аттестации.

17.

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (далее – Приказ Минобрнауки № 1400) в части начала печати контрольно-измерительных материалов ранее установленного времени в отсутствие участников единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), общения участников друг с другом в период проведения ЕГЭ, отсутствия обеспечения контроля со стороны организаторов в аудитории, отсутствия контроля со стороны должностных лиц (руководителя ППЭ, члена ГЭК), наличия у выпускников запрещенных предметов, средств связи (пункты 43 – 45).

Образовательным организациям, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, необходимо выполнить ряд организационных мероприятий, связанных с ознакомлением работников, направляемых в пункт проведения экзамена, с требованиями Приказа Минобрнауки № 1400 и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственной итоговой аттестации.

18.

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968, в части формирования государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК) (не включаются представители сторонних организаций) (пункт 6).

Образовательным организациям, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, необходимо выполнить ряд организационных мероприятий, связанных с привлечением представителей сторонних организаций в состав ГЭК.

19.

Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115, в части ведения записей в книге регистрации выданных документов об образовании (пункты 18, 19, 20, 26).

Общеобразовательным организациям необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с обеспечением контроля за исполнением нормативного правового акта.

20.

Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1186, в части ведения книг регистрации выданных документов об образовании и о квалификации (пункт 20).

Образовательным организациям, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования, необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с обеспечением контроля за исполнением нормативного правового акта.

21.

Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в части привлечения лицензиатом к педагогической деятельности педагогических работников, не соответствующих требованиям законодательства об образовании, создания безопасных условий обучения, обеспеченности каждого обучающегося не менее чем одним учебником в печатной и (или) электронной форме в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, отсутствия образовательные программ (пункты 6, 7).

Образовательным организациям необходимо обеспечивать соответствие лицензионным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

22.

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, в части формирования учебного плана, программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся, определения типовых задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, описания преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию, содержания программы коррекционной работы и др. (пункты 19.3- 19.5, 19.7-19.9, 19.10.1, 19.11, 28).

Образовательным организациям, реализующим образовательные программы начального общего образования, необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с внесением изменений в реализуемые образовательные программы начального общего образования.

23.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, в части содержания программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы, установления в календарном учебном графике сроков проведения промежуточной аттестации и др. (пункты 18.2.1, 18.2.2, 18.2.3.2, 18.2.4, 18.3.1.1, 18.3.2, 25).

Образовательным организациям, реализующим образовательные программы основного общего образования, необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с внесением изменений в реализуемые образовательные программы основного общего образования.

24.

Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказами Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, от 09.03.2004 № 1312, в части разночтения в пояснительной записке к учебному плану и сетке часов учебного плана, не обоснованного распределения часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения, увеличения количества часов на изучение учебных предметов инвариантной части учебного плана, сокращения количества часов на предпрофильную подготовку обучающихся на уровне основного общего образования и др.

Образовательным организациям, реализующим образовательные программы среднего общего образования, необходимо выполнить организационные мероприятия, связанные с внесением изменений в реализуемые образовательные программы среднего общего образования, а также планирование образовательного процесса на 2017-2018 учебный год, в том числе внесение изменений в учебный план, разработка и внесение изменений в рабочие программы учебных предметов.

3. Проведенные в отношении подконтрольных лиц проверки и иные мероприятия по контролю

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» основаниями для включения объектов контроля в План проверок на 2017 год послужили:

истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица – 42 организации, осуществляющие образовательную деятельность (21% от общего количества проверок, включенных в план на 2017 год);

истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица – 65 организаций, осуществляющих образовательную деятельность (32% от общего количества проверок, включенных в план на 2017 год);

истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии – 94 организации, осуществляющие образовательную деятельность (47% от общего количества проверок, включенных в план на 2017 год).

При формировании Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Обрнадзором Югры также применен риск-ориентированный подход с учетом критериев, рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в письме от 29.08.2016 № 02-343 «О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок».

Важно отметить, что на протяжении 3-х последних лет общее количество объектов контроля, включенных в План проверок, уменьшается.

Тенденция к уменьшению количества запланированных проверок отражает переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. Это позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Такой подход полностью соответствует основному направлению реформирования контрольно-надзорной деятельности, отраженному в распоряжении Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы».

Условием сокращения количества проверок является планирование и проведение совместных проверок по разным направлениям контроля (надзора) в сфере образования, практика которых продолжена в 2017 году. Так, запланированы совместные проверки по направлениям: контроль качества образования и лицензионный контроль (20% проверок), контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования (25% проверок). Кроме того, объединение проверок по направлениям лицензионный контроль с контролем качества образования и государственный надзор в сфере образования с контролем качества образования продиктован особенностями положений статьи 93 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», связанными с отсутствием утвержденных критериев оценки качества образования.

Проведение внеплановых проверок Обрнадзором Югры в 2017 году осуществляется по основаниям, установленным статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ и частью 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ:

в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ) – 124 проверки, доля таких проверок от общего числа проведенных внеплановых проверок составила 97,6%;

на основании мотивированного представления должностного лица Обрнадзора Югры по результатам анализа результатов предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, о фактах:

возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ) – 1 проверка (0,8% от общего числа проведенных внеплановых проверок);

причинение вреда жизни, здоровью граждан (подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ) – 2 проверки (1,6% от общего числа проведенных внеплановых проверок).

Все внеплановые проверки, проведенные Обрнадзором Югры, по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ, согласованы прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проведены в форме выездной проверки.

При организации и проведении Обрнадзором Югры плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ. В результате принимаемых мер в 2017 году в деятельности Обрнадзора Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Доля обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, от общего количества обращений, поступивших в Обрнадзор Югры в 2017 году, составила – 37 % (61 обращение).

По итогам рассмотрения вышеуказанных обращений в 48 % информация о нарушении обязательных требований законодательства об образовании подтверждена (31 обращение).

По результатам рассмотрения обращений Обрнадзором Югры приняты меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на профилактику и устранение причин и последствий выявленных нарушений требований законодательства об образовании:

выданы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании (3 предписания);

выданы предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (12 предостережений);

возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении виновных лиц (11 административных дел);

направлены письма учредителям образовательных организаций о принятии комплекса мер, направленных на устранение нарушений обязательных требований и предупреждение подобных нарушений в муниципальной системе образования (3 письма).

В соответствии с пунктом статьи 8.3 Федерального закона                     № 294-ФЗ Обрнадзором Югры осуществлялись мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (мониторинг за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» общеобразовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – мониторинг)).

В ходе мониторинга Обрнадзором Югры проанализировано 327 официальных сайтов общеобразовательных организаций, в том числе:

301 – муниципальных общеобразовательных организаций;

22 – государственных общеобразовательных организаций;

4 – негосударственных общеобразовательных организаций на соответствие информации, размещенной общеобразовательными организациями на официальных сайтах, обязательным требованиям, установленным законодательством об образовании.

Средний показатель соответствия представленной на официальных сайтах общеобразовательных организаций требованиям законодательства по 70 критериям составил в 2017 году 93,3%, что на 9,4% выше результата мониторинга, проведенного Обрнадзором Югры в 2016 году.

По результатам мониторинга Обрнадзором Югры направлены письма учредителям общеобразовательных организаций с анализом состояния показателей соответствия информации, представленной общеобразовательными организациями на официальных сайтах, требованиям законодательства об образовании.

4. Наложенные по результатам проверок и иных мероприятий по контролю меры административной и иной публично-правовой ответственности

По результатам проверок Обрнадзором Югры за отчетный период было возбуждено 85 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, допустивших нарушение обязательных требований в сфере образования.

Доля дел об административных правонарушениях от общего количества дел, возбужденных Обрнадзором Югры в 2017 году составляет:

по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации – 4% (3 дела об административном правонарушении);

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) – 2% (2 дела об административном правонарушении);

по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно) – 7% (6 дел об административном правонарушении);

по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) – 65% (53 дела об административном правонарушении);

по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг) – 7% (6 дел об административном правонарушении);

по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию) – 15% (12 дел об административном правонарушении).

Таким образом, за отчетный период наибольшее количество дел об административных правонарушениях (65% от общего количества дел) возбуждено по части 3 статье 19.20 КоАП РФ в связи с нарушением осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

На отчетную дату мировыми судьями рассмотрено 59 дел об административном правонарушении, решениями которых:

назначено наказание в виде административного штрафа – 29 дел (49%);

назначено административное наказание в виде предупреждения – 7 дел (12%);

прекращены дела в связи с истечением сроков рассмотрения дела об административном правонарушении – 6 дел (10%);

прекращены в связи с малозначительностью административного правонарушения – 15 дел (25%);

прекращено за отсутствием состава административного правонарушения – 2 дела (4%).

Общая сумма наложенных судебными органами административных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Обрнадзором Югры в текущем году, составила – 2 084 000 рублей.

5. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

За отчетный период по результатам проверок и иных мероприятий по контролю случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и его должностных лиц не зарегистрировано.

.

 

Опубликовано: 14.11.2017 21:23        Обновлено: 01.11.2019 14:09