Размер:
Цвет:

Организация образовательного процесса

Вопрос: Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение, создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Ответ: Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт "ж" пункта 4 и подпункт "и" пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос: Необходимо ли заключать трехсторонний договор на оказание платных образовательных услуг, если договор заключается с организацией, которая направляет своих работников на обучение?

Ответ: Да, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договор об образовании заключается в простой письменной форме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение. Содержание договора должно соответствовать требованиям статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706.

Вопрос: При проверке локальных нормативных актов прокуратура вынесла протест об отсутствии в Правилах приема в Учреждение пунктов из Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293. Необходимо ли вносить данные пункты в Правила приема в Учреждение.

Ответ: Нет. В соответствие с частью 9 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 3 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.

Таким образом, правила приема в образовательную организацию не должны содержать нормы приема в части, урегулированной законодательством об образовании.

Вопрос: Что включает в себя понятие приостановления отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (помимо приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности)? Необходимо ли заключение дополнительного соглашения к договору об образовании между родителями (законными представителями) и муниципальной образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования, на период «приостановления функционирования» в связи с проведением ремонтных работ, иное с указанием конкретных сроков приостановления функционирования организации при наличии приказа куратора образовательной организации «О приостановления функционирования...», аналогичного приказа самой образовательной организации, а также пункта в договоре о сохранении за воспитанником места на период приостановления функционирования образовательной организации?

Ответ: Толкования понятия «приостановление отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся» законодательство об образовании не содержит. Порядок приостановления образовательных отношений в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулируется локальными нормативными актами образовательной организации.

Образовательные отношения могут быть приостановлены по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, к примеру,   в   связи   с   необходимостью прохождения длительного лечения и медицинского обследования в учреждениях здравоохранения, нахождения на санаторно-курортном лечении, предоставлением академического отпуска или каким-либо иным семейным обстоятельствам, а также по инициативе образовательной организации, к примеру, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

Вопрос: Как действовать родителям, если отказали в приеме в образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 3, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций.

Процедура определения организации из числа муниципальных образовательных организаций включает в себя процесс определения образовательной организации необходимого уровня образования из числа закрепленных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа в зависимости от наличия свободных мест в ней.

Вопрос: Каковы особенности проведения промежуточной аттестации при организации получения несовершеннолетним общего образования в семейной форме

Ответ: В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 44, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) обучающегося возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08
«Об организации получения образования в семейной форме»).

Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Частью 1 стати 58 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

Непрохождение промежуточной аттестации обучающимися в форме семейного образования при отсутствии уважительных причин признаётся академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать (части 2, 3 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

Образовательной организацией принимается соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной аттестации (письмо Минобрнауки России от 15.11.2013
№ НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).

Периодическое прохождение промежуточной аттестации является независимым профессиональным контролем получения образования в семейной форме: оценивает качество освоения обязательных требований к образованию, определенных федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня, свидетельствует об исполнении родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению обучения несовершеннолетнего.

Отказ родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, получающего образование в семейной форме, от прохождения промежуточной аттестации может рассматриваться как неисполнение родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования (пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона
№ 273-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Вопрос: Как действовать образовательной организации в случае уклонения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от содействия в устранении академической задолженности

Ответ: Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, при этом они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам (части 3 и 5 ст. 58 Закона
№ 273-ФЗ).

Ответственность за ликвидацию учащимися общеобразовательной организации академической задолженности в течение
следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (пункт 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015).

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

- оставляются на повторное обучение;

- переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Если обучающийся уклоняется от процедуры ликвидации академической задолженности, образовательная организация урегулирует данный вопрос с его родителями (законными представителями), при этом предпринимая ряд мер: формирует пакет документов, подтверждающий факт наличия академической задолженности у обучающегося; знакомит с данным пакетом документов родителей (законных представителей) обучающегося, уведомляет о необходимости принятия мер по ликвидации академической задолженности.

Непринятие родителями (законными представителями) обучающегося мер по ликвидации академической задолженности (отказ прийти в школу, написать соответствующее заявление и т.д.) может рассматриваться как неисполнение ими обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования (пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ). В данном случае образовательная организация вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью информирования о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего обучающегося.

Опубликовано: 14.10.2019 11:35        Обновлено: 07.05.2020 11:53