Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Анализ обращений граждан за 1 полугодие 2014 года

Анализ

обращений граждан, поступивших

в Службу по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                                       за 1 полугодие 2014 года

 

Работа с обращениями граждан – одно из важных направлений деятельности Службы по контролю и надзору в сфере образования автономного округа (далее также – Служба, Обрнадзор Югры).

Работа Службы в этом направлении в первом полугодии 2014 года осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 Федеральный закон  от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части оснований и проведений внеплановых проверок по обращениям граждан);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                             от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного                  округа – Югры от 24.08.2012 № 130 «О Порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих Губернатору Ханты-Мансийского автономного
 округа – Югры, первым заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного
  округа – Югры от 19.01.2009 № 6 «О регламенте рассмотрения обращений граждан в исполнительных органах государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.01.2013 № 30-ОД-4 «О порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в Службу по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» ;

   Приказ о внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.01.2013 № 30-ОД-4 «О порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в Службу по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»          

В первом полугодии 2014 года в Обрнадзор Югры поступило 57 письменных обращений граждан, что составляет 63,3%  от количества поступивших в первом полугодии 2013 году обращений граждан (90) (рис.1).

 

Рис.1. Динамика количества письменных обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры за период 1 полугодия 2013 года и за первое полугодие 2014 года

 

Из общего числа (57 обращений) поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан:

§     на 50 обращений (87,7%) был дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

§     6 обращений (10,5%) были направлены для рассмотрения в другие государственные органы, органы местного самоуправления, в компетенцию которых входило решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ);

§     1 обращение (1%), переадресованное в Обрнадзор Югры другим государственным органом возвращено в связи с отсутствием полномочий;

Распределение долей поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по процедурам установления порядка рассмотрения обращений граждан представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Доля поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по процедурам установления порядка рассмотрения обращений граждан

в первом полугодии 2014 года

 

Из 50 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, 37 обращений (65%) приходятся на обращения, рассмотренных в рамках полномочий Службы  по   государственному надзору в области образования, лицензионного контроля и контроля качества образования, 10 обращений (17%) отнесены к полномочиям Службы в части  лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, 1 обращение (1%) по вопросу предоставления справки, что отнесено к полномочиям отдела государственного заказа, финансово-экономической и хозяйственной деятельности  (Рисунок 3).

 

Рис. 3. Распределение поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан по существу поставленных вопросов в первом полугодии 2014 года

 

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан 70% (40 обращений) были направлены заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры , 30% (17 обращений) переадресованы в Обрнадзор Югры другими государственными органами власти Российской Федерации и государственными органами власти субъектов Российской Федерации:

с органов Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного                             округа – Югры – 9 обращений;

с Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - 1 обращение.

со Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры – 1 обращение;

с Федеральной службы по надзору в сфере образования и                                  науки   - 4 обращения;

с Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1 обращение;

с Главного Управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному   округу – Югры – 1 обращение;

Обращения граждан, поступившие на рассмотрение в порядке переадресации с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба проинформировать о результатах рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 21.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», принимались Обрнадзором Югры на особый контроль.

Доля обращений граждан, направленных заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры и переадресованных в Обрнадзор Югры с других государственных органов представлена на рисунке 4. 

Рис. 4. Доля обращений граждан, переадресованных в Обрнадзор Югры с других государственных органов в первом полугодии 2014 года

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан 14% поступили по электронной почте 30% - почтовой доставкой,                          44% через интернет приемную, 5% - посредством  факсимильной связи,
1,7%– курьерской доставкой и 5%  составили обращения, поступившие  лично от заявителей.

По сравнению с первым полугодием 2013 года в первом полугодии 2014 года увеличилось поступление обращений граждан через интернет-приемную  на 19,6% и при этом уменьшилось поступление по электронной почте на 16%. 

        Коллективные обращения составили 10,5% (6 обращений) от общего количества обращений, поступивших в Службу.  В двух случаях зарегистрированы анонимные обращение.

Наибольшее количество обращений в первом полугодии 2014 года поступило в Обрнадзор Югры  с  г.  Сургута  –  15,7%,   с г. Нижневартовска–12% и с г. Ханты-Мансийск –  10,5% от общего количества обращений (рисунок 5).

 

 

Рис. 5.  Соотношение обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

в первом полугодии 2014 года

Наибольшее количество обратившихся граждан из города Сургута  составляют обращения родителей (законных представителей) по вопросам нарушенных прав обучающихся при приеме в образовательное учреждение, а также при исключении из образовательных учреждений.

В городе Нижневартовске потребность в  разъяснения некоторых вопросов применения законодательства Российской Федерации в области образования. Актуальны вопросы нарушения прав обучающихся и педагогических работников.

В обращениях граждан из города Ханты-Мансийска поднимаются вопросы нарушения законодательства при приеме в образовательные учреждения, вопросы морально-психологического климата и сложившейся неблагоприятной атмосфере в коллективах в образовательных учреждениях.

Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за первое полугодие 2014 года в сравнение с первым полугодием 2013 года приведено на рисунке 6.

 

Рис.6.  Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за первое полугодие 2014 года в сравнении с первым полугодием 2013 года.

 

Основная доля поступивших в Обрнадзор Югры обращений приходится на обращения от  педагогических работников образовательных                 учреждений – 37%;

обращения родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников образовательных учреждений составляют  33%;

обращения представителей администрации образовательных учреждений (учредителей образовательных учреждений) -8%;

обращений от обучающихся и студентов, выпускников образовательных учреждений – 10%;

анонимных обращений – 1,7%; 

прочие – 8 % . 

В связи с наличием в представленных обращениях граждан вопросов, относящихся к компетенции других исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Обрнадзором Югры переадресованы 6 обращений (или 10 %) от общего количества обращений в:

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1 обращения;

Управление образования и молодежной политики Нижневартовского района – 1 обращение;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – 1 обращение;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – 1 обращение;

Департамент образования администрации г. Сургута- 2 обращения.

ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» - 2 обращения;

Из 50 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов 2 обращения были рассмотрены посредством организации внеплановых выездных проверок по основаниям пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона
 от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"  - поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Рассмотрение 2 обращений  граждан Обрнадзором Югры проведены  с выездом на место в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, из 50 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, 4 обращения рассмотрено при непосредственном выезде в образовательные учреждения, указанные заявителями в обращениях.

        Классифицируя характер обращений граждан Обрнадзор  Югры, их можно сгруппировать по следующим  основным  направлениям:

    1. Обращения, в которых заявитель излагает сведения, являющиеся, по его мнению, нарушением законодательства Российской Федерации в области образования – 9%.   

    2. Обращения, в которых заявитель просит восстановить нарушенные  права обучающихся – 33% .

    3. Обращения, в которых заявитель просит восстановить нарушенные  права педагогических работников- 21%

    4. Обращения, в которых заявитель просит разъяснить вопросы применения законодательства Российской Федерации в области образования – 28%.

5.   Другие вопросы – 9%.

Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы, жалобы в части полномочий Службы по государственному контролю (надзору) в области образования:

ü     о нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;

ü     о нарушении требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

ü     о психологическом давлении на ребенка, обучающегося,  завышенных требований к обучающимся и нарушений их прав при оценке знаний;

ü     по вопросу неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе в образовательном учреждении;

ü     о несоответствии  педагогических работников квалификационным требованиям;

ü     неправомерные действия руководства образовательных учреждений в части выдачи фальшивого свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации;

ü     о приеме обучающихся в образовательные учреждения (в том числе в первый класс, в дошкольные образовательные учреждения);

        Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы в части полномочий Службы по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений:

ü     о предоставлении разъяснений по вопросу лицензирования образовательной деятельности;

ü     о признании документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации

ü     о проставлении апостиля на диплом, о возможности представления интересов заявителя другим человеком по подтверждению документа государственного образца, путем проставления штампа апостиль в Обрнадзоре Югры;

В целях обеспечения консультативно-разъяснительных мероприятий и профилактики правонарушений в области образования должностными лицами Службы организуются и проводятся в муниципальных образованиях автономного округа семинары с работниками образовательных учреждений, встречи с населением, педагогическими коллективами, обучающимися, проводятся личные  приемы граждан, в том числе выездные.

 

 

 

 

 

Заключительная часть

В Службе большое значение уделяется обращениям граждан. Содержание этих обращений тщательно анализируются. При наличии в них признаков, указывающих на наличие нарушений прав потребителей образовательных услуг и (или) нарушения прав несовершеннолетних граждан с признаками применения к ним методов психологического и (или) физического насилия Службой по согласованию с Прокуратурой проводятся выездные внеплановые проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сроки рассмотрения обращений граждан в Службе максимально сокращены от одного до 30 дней, ни в одном случае не было продления рассмотрения обращения граждан более 30 дней. Средний показатель рассмотрения граждан составляет 14-16 дней в зависимости от вида проверки сведений, содержащихся в обращении.

Все поступившие обращения рассмотрены в установленные законодательством срок.

В соответствии с должностными регламентами специалисты Обрнадзора Югры несут персональную ответственность за своевременное и полное рассмотрение обращений,  документов, связанных с обращением граждан, правильное оформление дел, связанных с обращением граждан, их сохранность в системе электронного делопроизводства, в том числе с защитой персональных данных и конфиденциальности информации, содержащейся в обращении.

Ни одно обращение, поступившее в Обрнадзор Югры, не было оставлено без  должного внимания. Постоянный контроль за исполнением поручений по обращениям, чёткое соблюдение должностными лицами установленного порядка по рассмотрению обращений граждан,  анализ результатов рассмотрения  обращений в тематическом, территориальном аспектах, изучение причин и условий, порождающих жалобы и повторные обращения граждан, позволяют добиться системности в организации работы, предотвращать случаи нарушения законодательства при рассмотрении обращений граждан.

По результатам рассмотрения обращений граждан Обрнадзором Югры в адрес заявителей были направлены подробные ответы с разъяснениями порядка реализации нарушенных прав граждан, а также аргументированные отказы в удовлетворении не обоснованных на действующем законодательстве в области образования требований заявителей. Во всех ответах на обращения граждан четко и последовательно излагались исчерпывающие разъяснения на все поставленные в обращении вопросы. По подтвердившимся фактам нарушения законодательства в области образования Обрнадзором Югры были предприняты в отношении проверяемых организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в отношении юридических и должностных лиц проверяемых организаций - протоколы об административной ответственности. Все предписания, вынесенные Обрнадзором Югры, исполнены в указанный срок и сняты Службой с контроля.

Результаты рассмотрения обращений граждан еженедельно рассматриваются на оперативках при руководителе Службы, на ежеквартальных тематических аппаратных совещаниях при руководителе Службы, на Коллегии Службы. Анализ обращений граждан размещается на сайте Обрнадзора Югры за каждый календарный год.

Опубликовано: 28.04.2016 11:37        Обновлено: 16.12.2016 16:49