Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Анализ обращений граждан за 2013 год

Анализ

обращений граждан, поступивших

в Службу по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                                       за 2013 год

 

Работа с обращениями граждан – одно из приоритетных направлений деятельности Службы по контролю и надзору в сфере образования автономного округа (далее также – Служба, Обрнадзор Югры), которому уделяется особое внимание.

В 2013 году рассмотрение обращений граждан в Службе осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан:

·     Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

·     Федеральный закон  от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части оснований и проведений внеплановых проверок по обращениям граждан);

·     Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                             от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·     Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного                  округа – Югры от 24.08.2012 № 130 «О Порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, первым заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

·     Приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.01.2013 № 30-ОД-4 «О порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в Службу по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».                   

В 2013 году в Обрнадзор Югры поступило 160 письменных обращений граждан (45 жалоб, 115 заявлений), что на 25,6 %  больше, чем в 2012 году обращений граждан (119), и на 27,5 больше чем в 2011 году (88 обращений) и на 51,9%  больше в сравнении с  2010 годом (77 обращений) (рисунок 1).

 

 

Рис.1. Динамика количества письменных обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры за период 2010-2013 годов

 

 

Из общего числа (160 обращений), поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан:

§     на 140 обращений (87,5%) был дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

§     14 обращений (8,7%) были направлены для рассмотрения в другие государственные органы, органы местного самоуправления, высшие учебные заведения, в компетенцию которых входило решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ);

§     3 обращения  (1,9%), переадресованные в Обрнадзор Югры другими государственным органом возвращены в связи с отсутствием полномочий;

§     в 3 случаях (1,9%) отказано в рассмотрении обращения гражданина в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Распределение долей поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по результатам рассмотрения обращений граждан представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Доля поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по результатам рассмотрения обращений граждан в 2013 году

 

Из 140 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, 111 обращений (79%) приходятся на обращения, рассмотренных в рамках полномочий Службы  по   государственному контролю (надзору)  в области образования, контроля качества образования в том числе по вопросам ЕГЭ; 28  обращений (20%) отнесены к полномочиям Службы в части  лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, 1 обращение (1%) по вопросу размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно в части аукциона в электронной форме (рисунок 3).

 

Рис. 3. Распределение поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан по существу поставленных вопросов в 2013 году

 

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан 62,5% (100 обращений) были направлены заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры 37,5% (60 обращений) переадресованы в Обрнадзор Югры другими государственными органами власти Российской Федерации и государственными органами власти субъектов Российской Федерации:

с органов Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного                             округа – Югры – 16 обращений;

с Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 9 обращений;

от Уполномоченного по правам ребенка в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре –   8 обращений;

с Федеральной службы по надзору в сфере образования и                                  науки   - 7 обращений;

с Министерства образования и науки Российской                                    Федерации – 6 обращений;

с Департамента образования и молодежной политики                                Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 5 обращений;

с Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                     – 3 обращения;

с Аппарата Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 2 обращения;

с Следственного управления по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – 1 обращение;

с пресс-службы Губернатора Ханты-Мансийского автономного                           округа – Югры  - 1 обращение;

с Администрации  г. Лянтор – 1 обращение;

с Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан – 1 обращение.

Обращения граждан, поступившие на рассмотрение в порядке переадресации с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба проинформировать о результатах рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 21.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», принимались Обрнадзором Югры на особый контроль.

Доля обращений граждан, направленных заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры и переадресованных в Обрнадзор Югры из других государственных органов, от общего числа поступивших обращений в Обрнадзор Югры представлена на рисунке 4.  

    

Рис. 4. Доля обращений граждан, переадресованных в Обрнадзор Югры из других государственных органов власти в 2013 году

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан наибольшее количество обращений (28,8%) поступило почтовой доставкой, 27,5 % обращений поступили в Службу по электронной почте, 25,6% через интернет приемную, 6,2% - посредством  факсимильной связи,                                4,4% – курьерской доставкой и 7,5%  составили обращения, поступившие  в рамках системы электронного документооборота Обрнадзора Югры, в том числе поступившие с Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Необходимо отметить, что значительно улучшилась информационная грамотность населения автономного округа –  в 2 раза увеличилось кол-во обращений граждан, поступающих через  средствами электронной почты и интернет приемную!

        Коллективные обращения составили 13,1% (21 обращений) от общего количества обращений, поступивших в Службу в 2013 году, что на                             8 обращений больше, чем в предыдущем 2012 году. В основном это педагогические и родительские коллективы образовательных учреждений, находящиеся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 3 случаях зарегистрированы анонимные обращения (рисунок 5).

     

Рис. 5. Динамика количества индивидуальных, коллективных и анонимных письменных обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры за период 2012-2013 годов

 

Наибольшее количество обращений в 2013 году, как и в 2012 году поступило в Обрнадзор Югры  с  г.  Нижневартовска  –  25,8%,                                   с г. Сургута – 14,3% и Сургутского района – 6,2%,                                                      г. Ханты-Мансийск –  5,6% и Кондинский район – 5,6% от общего количества обращений (рисунок 6).

 

 

Рис. 6.  Соотношение обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

в 2013 году

Наибольшее количество обратившихся граждан из г. Нижневартовска составляют обращения родителей (законных представителей) по вопросам завышенных требований к обучающимся и нарушений их прав при оценке знаний, поднимаются вопросы соблюдения лицензионных требований и условий образовательными учреждениями, вопросы семейного образования.

В городе Сургуте и Сургутском районе  – вопросы морально-психологического климата и сложившейся неблагоприятной атмосфере в коллективах в образовательных учреждениях, о нарушении прав обучающихся дошкольных образовательных учреждений.

В Кондинском районе также актуальны вопросы                                        морально-психологического климата и сложившейся неблагоприятной атмосферы в коллективах в образовательных учреждениях, родителями поднимаются вопросы нарушений норм педагогической этики в отношении обучающихся.

В городе Ханты-Мансийске – вопросы разъяснений применения законодательства Российской Федерации в области образования.

Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2013 год в сравнение с 2012 годом приведено на рисунке 7 и в таблице 1.

 

Рис.7.  Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2013 год в сравнении с 2012 годом

 

Проанализировать рост поступивших обращений по мун. образованиям!

 

Основная доля поступивших в 2013 году в Обрнадзор Югры обращений граждан приходится на обращения от  родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников образовательных учреждений – 53 обращения, что составляет  33,2% от общего количества поступивших обращений за 2013 год;

обращения педагогических работников образовательных                 учреждений – 48 (30%);

обращения представителей администрации образовательных учреждений (учредителей образовательных учреждений) – 23 обращения (14,4%);

обращений от обучающихся и студентов, выпускников образовательных учреждений – 15 обращений (9,4%);

анонимных обращений – 3 (1,8%); 

прочие – 18 (11,2%) . 

В связи с наличием в представленных обращениях граждан вопросов, относящихся к компетенции других государственных органов власти                  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, государственных органов власти субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, высших учебных заведений, Обрнадзором Югры в 2013 году переадресовано 14 обращений (или 8,7%) от общего количества обращений в:

·     ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» - 3 обращения;

·     Департамент образования и молодежной политики                               Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2 обращения;

·     Главе администрации Кондинского района – 1 обращение;

·     Службу по контролю и надзору в сфере здравоохранения                                 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 1 обращение;

·     Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского                    района – 1 обращение;

·     Департамент социального развития ХМАО – Югры – 1 обращение;

·     Администрацию г. Мегион – 1 обращение;

·     Департамент образования и молодежной политики администрации Нефтеюганского района – 1 обращение;

·     Департамент образования администрации  г. Сургута – 1 обращение;

·     Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан – 1 обращение;

·     Управление культуры Администрации Нижневартовского                            района – 1 обращение.

Из 140 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в области образования по                         4 обращениям организовано проведение внеплановых выездных проверок:

1.1.     по основаниям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ                «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»- поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах: нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) – 2 обращения.

1.2.     по основаниям пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона
 от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"  - поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований: - 2 обращения по согласованию с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со  статьями  9, 10   Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ  20 обращений граждан  в 2013 году рассмотрены при непосредственном выезде в образовательные учреждения, указанные заявителями, что на 6 обращений больше, чем в 2012 году и составляет 14,2% от общего количества рассмотренных в 2013 году обращений, на которые дан письменный ответ по существу поставленных вопросов.

Для рассмотрения 22 обращений граждан (15,7%) Обрнадзором Югры в другие государственные органы и органы местного самоуправления направлены запросы о предоставлении документов и материалов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения обращения граждан.

В 20 % случаях в ходе рассмотрения обращений выявлены нарушения законодательства в области образования. В отношении юридических и должностных лиц, допустивших административные правонарушения, возбуждено 18 дел об административном правонарушении посредством составления протоколов (в 2012 году – 9 протоколов). Образовательными учреждениями и муниципальными органами местного самоуправления по  требованию Обрнадзора Югры приняты соответствующие меры для устранения допущенных нарушений законодательства в области образования и привлечения виновных должностных лиц к ответственности. В 14,2% случаях факты, изложенные в обращениях, подтвердились, но не являются нарушением законодательства в области образовании. По результатам рассмотрения обращений в 23 случаях деятельность образовательных организаций поставлена на контроль Обрнадзора Югры.

Необходимо отметить Заслуживают внимания такие факты результатов рассмотрения обращений как:

восстановление в колледже обучающегося;

прекращение необоснованного взимания денег с родителей за дополнительные образовательный услуги;

увольнение учителя, применяющего методы психологического насилия над детьми и нарушающего права на уважение детьми человеческого достоинства;

отмена дисциплинарного наказания учащемуся общеобразовательной организации;

восстановление права ребенка и его родителей на семейное образование;

привлечение и эффективное использование внутренних ресурсов муниципальных образований в части предоставление дошкольного образования детям (передвижка сроков комплектования детских садов, актуальность предоставление места детям  в дошкольных образовательных учреждениях на время часто и длительно болеющих воспитанников, исключение из перечней  льготных категорий граждан, не определенных федеральным законодательством.

Тематика вопросов, изложенных в обращениях граждан в 2013 году, определяет полный ряд полномочий Обрнадзора Югры.

             Классифицируя характер обращений граждан Обрнадзор  Югры, их можно сгруппировать по следующим  основным  направлениям:

1.       Обращения, в которых заявитель излагает сведения, являющиеся, по его мнению, нарушением законодательства Российской Федерации в области образования – 32,6%.   

2.       Обращения, в которых заявитель просит разъяснить вопросы применения законодательства Российской Федерации в области образования – 28,7%.

    3. Обращения, в которых заявитель просит восстановить нарушенные  права – 15,6% .

4. Обращения по вопросам морально-психологического климата в образовательных учреждениях, межличностных отношений – 8,3%.

5.   Обращения по вопросам трудовых отношений – 6,8%.

6.   Другие вопросы – 8,1%.

Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы, жалобы в части полномочий Службы по государственному контролю (надзору) в области образования:

ü     о нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;

ü     о нарушении требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

ü     о психологическом давлении на ребенка, обучающегося,  завышенных требований к обучающимся и нарушений их прав при оценке знаний;

ü     о несоответствии  педагогических работников квалификационным требованиям, нарушения педагогической этики;

ü     неправомерные действия руководства образовательных учреждений, стиль управления руководителей образовательных организаций;

ü     об оплате труда педагогических работников, в том числе установление стимулирующих выплат,  определение учебной нагрузки и режима рабочего времени;

ü     об организации платных образовательных услуг;

ü     об обеспечении прав несовершенолетних, в том числе прием и отчисление обучающихся из образовательной организации;

ü     об обеспечении права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

ü     по вопросу неблагоприятной психологической атмосферы в детском коллективе и в коллективе педагогических работников;

ü     об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме единого государственного экзамена;

Новая поднятая тема в обращениях граждан в отчетном периоде являлась тема организации семейного образования.

 Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы в части полномочий Службы по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности:

ü     о предоставлении разъяснений по вопросу лицензирования образовательной деятельности;

ü     о признании документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации

ü     о проставлении апостиля на диплом, о возможности представления интересов заявителя другим человеком по подтверждению документа государственного образца, путем проставления штампа апостиль в Обрнадзоре Югры;

ü разъяснения о возможности использования дистанционных образовательных технологий при изучении теоретического курса подготовки водителей.

В целях обеспечения консультативно-разъяснительных мероприятий и профилактики правонарушений в области образования должностными лицами Службы организуются и проводятся в муниципальных образованиях автономного округа семинары с работниками образовательных учреждений, встречи с населением, педагогическими коллективами, обучающимися, проводятся личные  приемы граждан, в том числе выездные.

Личный прием граждан руководителем Службы, заместителями руководителя Службы и руководителями структурных подразделений осуществляется регулярно. Информация о местах личного приема граждан, а также о графике приема размещена на едином официальном сайте государственных органов автономного округа, официальном сайте Обрнадзора Югры, в помещениях, занимаемых Службой. Организация личного приема граждан, предварительная запись на личный прием в Службе осуществляется ответственным лицом за прием и учет обращений граждан на основании письменного или личного обращения гражданина с изложением вопроса по существу.

В течение 2013 года в Службе на личном приеме, в том числе выездном, у руководителей и специалистов Обрнадзора Югры побывали 78 граждан, что на почти на 50% меньше в сравнении с 2012 годом                          (151 граждан) (рисунок 8). Прием граждан по личным вопросам руководителями и специалистами Службы осуществлялся непосредственно на рабочем месте (23 обращения), а также на выездных приемах                                   (55 обращений). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество обращений значительно уменьшилось. Это обусловлено тем, что для улучшения информированности граждан о деятельности Службы и  ее подведомственного учреждения значительное внимание уделяется качеству работы официального сайта Обрнадзора Югры. Сайт насыщен необходимой нормативной правовой информацией, информационно-аналитическими данными, рекомендациями, аналитическими отчетами и докладами, которые позволяют гражданам найти ответы на имеющиеся вопросы.  

 

 

Рис.8. Количество обращений граждан, поступивших на личном приеме  в 2013 году в сравнении с 2011-2012 гг.

Количество обращений в разрезе кварталов 2013 года в сравнении с 2011-2012 гг. представлено на рисунке 9.

 

Рис.9. Количество обращений в квартал за 2013 год в сравнении с 2011-2012 гг.

 

Количество обращений, рассмотренных руководителями и специалистами структурных подразделений Службы в 2013 году, представлено в таблице 1.

Таблица 1

 

Ф.И.О.

Количество обращений

Выездных

Не

выездных

1

Руководитель Службы

11

3

8

2

Первый заместитель руководителя Службы

12

8

4

3

Заместитель руководителя Службы

5

5

0

4

Отдел контроля качества образования

10

8

2

5

Отдел за соблюдением законодательства в области образования

12

8

4

6

Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений

28

23

5

всего

81

58

23

 

Большая часть граждан побывала на личном приеме у руководителя Службы и заместителей руководителя Службы (28 чел.) и у отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений (28 чел.), что составляет по 35,8 % от общего количества обратившихся в Службу граждан (рисунок 10).

 

 

Рис. 10. Доля обращений на личном приеме граждан к специалистам Службы от общего количества обращений в 2013 году

 

Наибольшее количество 28 чел. обратилось в отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности. %??? В отдел за соблюдением законодательства в области образования обратились 12 граждан (15,4%), отдел контроля качества образования – 10 (12,8 %).

В основном на личном приеме граждане обращались за разъяснениями вопросов, относящихся к полномочиям Службы:

лицензирование образовательной деятельности,

государственная аккредитация образовательных учреждений,

подтверждение документов государственного образца об образовании;

соблюдение законодательства в области образования, государственный контроль качества образования.

Во всех случаях обращений гражданам даны подробные разъяснения, со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации в области образования.

Тематическое распределение вопросов, содержащихся в личных обращениях граждан, представлено в таблице 2 и рисунке 11.

Таблица 2

 

Темы обращений

Количество обращений

Доля от общего количества обращений

1

Соблюдение законодательства в области образования

24

30,7%

2

Лицензионный контроль

4

5,2%

3

Лицензирование образовательной деятельности

24

30,7%

4

Государственная аккредитация образовательных учреждений

5

6,5%

5

Подтверждение документов об образовании

7

9%

6

Контроль качества образования

10

12,8%

7

Иные

4

5,1%

всего

78

100%

 

Рис. 11. Тематика обращений граждан на личном приеме  в 2013 году

 

Иными вопросами являются вопросы граждан, не относящиеся к полномочиям Службы, например:

предоставление мест в детском саду;

вопросы проведения единого государственного экзамена;

          возможность восстановления обучающегося колледжа.

 

Заключительная часть

 

В Службе большое значение уделяется обращениям граждан. Содержание этих обращений тщательно анализируются. При наличии в них признаков, указывающих на наличие нарушений прав потребителей образовательных услуг и (или) нарушения прав несовершеннолетних граждан с признаками применения к ним методов психологического и (или) физического насилия Службой по согласованию с Прокуратурой проводятся выездные внеплановые проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сроки рассмотрения обращений граждан в Службе максимально сокращены от одного до 30 дней, ни в одном случае не было продления рассмотрения обращения граждан более 30 дней. Средний показатель рассмотрения граждан составляет 14-15 дней в зависимости от вида проверки сведений, содержащихся в обращении.

Все поступившие обращения рассмотрены в установленные законодательством сроки.

В соответствии с должностными регламентами специалисты Обрнадзора Югры несут персональную ответственность за своевременное и полное рассмотрение обращений,  документов, связанных с обращениями граждан, правильное оформление дел по обращениям, их сохранность в системе электронного делопроизводства, в том числе с защитой персональных данных и конфиденциальности информации, содержащейся в обращении.

Ни одно обращение граждан, поступившее в Обрнадзор Югры, не было оставлено без  должного внимания. Постоянный контроль за исполнением поручений по обращениям, чёткое соблюдение должностными лицами установленного порядка по рассмотрению обращений граждан, анализ результатов рассмотрения  обращений в тематическом, территориальном аспектах, изучение причин и условий, порождающих жалобы и повторные обращения граждан, позволяют добиться системности в организации работы, предотвращать случаи нарушения законодательства при рассмотрении обращений граждан.

По результатам рассмотрения обращений граждан Обрнадзором Югры в адрес заявителей были направлены подробные ответы с разъяснениями порядка реализации нарушенных прав граждан, а также аргументированные отказы в удовлетворении не обоснованных на действующем законодательстве в области образования требований заявителей. Во всех ответах на обращения граждан четко и последовательно излагались исчерпывающие разъяснения на все поставленные в обращении вопросы. По подтвердившимся фактам нарушения законодательства в области образования Обрнадзором Югры были предприняты в отношении проверяемых организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в отношении юридических и должностных лиц проверяемых организаций - протоколы об административной ответственности. Все предписания, вынесенные Обрнадзором Югры, исполнены в указанный срок и сняты Службой с контроля.

Результаты рассмотрения обращений граждан еженедельно рассматриваются на оперативках при руководителе Службы, на ежеквартальных тематических аппаратных совещаниях при руководителе Службы, на Коллегии Службы. Анализ обращений граждан размещается на сайте Обрнадзора Югры за каждый календарный год.

Опубликовано: 28.04.2016 11:37        Обновлено: 16.12.2016 16:52