Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Анализ обращений граждан за 2012 год

Анализ

обращений граждан, поступивших

в Службу по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год

 

Работа с обращениями граждан – одно из важных направлений деятельности Службы по контролю и надзору в сфере образования автономного округа (далее также – Служба, Обрнадзор Югры).

Работа Службы в этом направлении в 2012 году осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 Федеральный закон  от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части оснований и проведений внеплановых проверок по обращениям граждан);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                             от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 130 «О Порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих Губернатору Ханты-Мансийского автономного
 округа – Югры, первым заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного
  округа – Югры от 19.01.2009 № 6 «О регламенте рассмотрения обращений граждан в исполнительных органах государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования
 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2012 № 6-нп                            «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Осуществление приема граждан по личным вопросам, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».

В 2012 году Обрнадзором Югры зарегистрировано 119 письменных обращений граждан, это на 26,1% больше чем в 2011 году (88 обращений) и на 35,3%  выше чем в 2010 году (77 обращений) и на 20,2 % выше среднего показателя, поступивших обращений граждан за 3 года (рис.1).

 

Рис.1. Динамика количества письменных обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры за период 2010-2012 годов

 

Из общего числа (119 обращений) поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан:

§     на 99 обращений (83,2%) был дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

§     9 обращений (7,6%) были направлены для рассмотрения в другие государственные органы, органы местного самоуправления, в компетенцию которых входило решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ);

§     9 обращений (7,6%), переадресованные в Обрнадзор Югры другими государственными органами возвращены в связи с отсутствием полномочий;

§     в одном случае (0,8%) гражданином отозвано ранее направленное обращение;

§     в одном случае (0,8%) отказано в рассмотрении обращения в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Распределение долей поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по процедурам установления порядка рассмотрения обращений граждан представлено на рисунке 2.

 

Рис. 2. Доля поступивших в Обрнадзор Югры письменных обращений граждан по процедурам установления порядка рассмотрения обращений граждан в 2012 году

 

Из 99 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, 80 обращений (81%) приходятся на обращения, рассмотренных в рамках полномочий Службы  по   государственному контролю (надзору)  в области образования, в том числе по вопросам ЕГЭ; 19  обращений (19%) отнесены к полномочиям Службы в части    лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений. (Рисунок 3).

 

Рис. 3. Распределение поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан по существу поставленных вопросов в 2012 году

 

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан 51,3% (61 обращения) были направлены заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры , 48,7% (58 обращений) переадресованы в Обрнадзор Югры другими государственными органами власти Российской Федерации и государственными органами власти субъектов Российской Федерации:

С Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 8 обращений;

С Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки  - 13 обращений;

С Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 4 обращения;

С органов Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 16 обращения;

С Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – 2 обращения;

От Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 2 обращения;

С Думы пятого созыва Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры – 2 обращения;

С Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного
 округа – Югры -  1 обращение;

С Департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по обращениям в блог Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) – 9 обращений;

Правительство Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры) – 1 обращение.

Обращения граждан, поступившие на рассмотрение в порядке переадресации с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба проинформировать о результатах рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 21.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», принимались Обрнадзором Югры на особый контроль.

Доля обращений граждан, направленных заявителями непосредственно в Обрнадзор Югры и переадресованных в Обрнадзор Югры с других государственных органов представлена на рисунке 4.  

    

Рис. 4. Доля обращений граждан, переадресованных в Обрнадзор Югры с других государственных органов в 2012 году

Из общего числа поступивших в Обрнадзор Югры обращений граждан  29,5% поступили почтовой доставкой, 26,8% - по электронной почте,
12,6% - посредством  факсимильной связи, 16,8% – интернет приемная,
7,6% - интернет пользователи и 6,7%  составили обращения, поступившие  в рамках системы электронного документооборота Обрнадзора Югры.

        Коллективные обращения составили 10,9% (13 обращений) от общего количества обращений, поступивших в Службу.  В одном случае зарегистрировано анонимное обращение.

Наибольшее количество обращений в 2012 году поступило в Обрнадзор Югры  с  г.  Нижневартовска  –  32,8% ,  с г. Ханты-Мансийска – 13,4% и  с       г. Сургута – 7,6% , г. Радужный 7,6%, Нефтеюганский район – 6,6% от общего количества обращений (рисунок 5).

 

 

Рис. 5.  Соотношение обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012 году

Наибольшее количество обратившихся граждан из г. Нижневартовска составляют педагогические работники с вопросами  по системе оплаты труда, применению  мотивационных и  стимулирующих выплат (в частности награждения за труд), а также обращения родителей по вопросам завышенных требований к обучающимся и нарушений их прав.

 В городе Ханты-Мансийске – вопросы оплаты труда педагогических работников, приема детей в общеобразовательные учреждения.

В городе Сургуте остаются актуальным вопрос большой очередности в дошкольные образовательные учреждения, а так же приема детей в общеобразовательные учреждения.

В городе Радужный – вопросы соблюдения лицензионных требований и условий образовательными учреждениями.

В Нефтеюганском районе гражданами поднимаются вопросы нарушений норм педагогической этики в отношении обучающихся.

Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год в сравнение с 2011 годом приведено на рисунке 6.

 

Рис.6.  Количество обращений граждан, поступивших из муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2012 год в сравнении с 2011 годом

 

Основная доля поступивших в Обрнадзор Югры обращений приходится на обращения от  родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников образовательных учреждений – 36,1%,

обращения педагогических работников образовательных учреждений
 составляют - 32,0%,

обращения представителей администрации образовательных учреждений (учредителей образовательных учреждений) -10,1%,

обращение индивидуального предпринимателя -0,8%,

 анонимных обращений - 0,8% , 

обращений от обучающихся и студентов - 6,7%,

 прочие -13,5% . 

В связи с наличием в представленных обращениях граждан вопросов, относящихся к компетенции других исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Обрнадзором Югры переадресованы 9 обращений (или 7,6%) от общего количества обращений в:

Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – 2 обращения;

Комитет физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска – 1 обращение;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и
 науки – 1 обращение;

Министерство образования Омской области и Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры – 1 обращение;

Органы управления образованием других субъектов Российской Федерации – 1 обращение;

Департамент культуры и спорта администрации Нефтеюганского
района – 2 обращения.

Департамент образования администрации города
 Сургута – 1 обращение.

Из 99 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов 8 обращений были рассмотрены посредством организации внеплановых выездных проверок.

1.1.     по основаниям части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ                «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»- поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью
 граждан  -2 обращения;

нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) – 2 обращения.

1.2.     по основаниям пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона
 от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"  - поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований: - 4 обращения

Рассмотрение 11 обращений  граждан Обрнадзором Югры проведены  с выездом на место в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, из 99 обращений граждан, на которые дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, 19 обращений рассмотрено при непосредственном выезде в образовательные учреждения, указанные заявителем в обращении.

        Классифицируя характер обращений граждан Обрнадзор  Югры их можно сгруппировать по следующим  основным  направлениям:

    1. Обращения, в которых заявитель излагает сведения, являющиеся, по его мнению, нарушением законодательства Российской Федерации в области образования – 36,7%.   

    2. Обращения, в которых заявитель просит восстановить нарушенные его  права – 17% .

    3. Обращения, в которых заявитель просит разъяснить вопросы применения законодательства Российской Федерации в области образования – 33,6%.

4.  Другие вопросы – 12,7%.

Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы, жалобы в части полномочий Службы по государственному контролю (надзору) в области образования:

ü     о нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;

ü     об организации образовательного процесса в образовательных учреждениях;

ü     по вопросу порядка распределения мест в дошкольных образовательных учреждениях;

ü     по вопросу оплаты труда и учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений;

ü     о неправомерных действиях администрации образовательного учреждения в период подготовки к процедуре государственной аккредитации;

ü     о неправомерных действиях администрации образовательного учреждения;

ü     о нарушениях законодательства об образовании в части проведения незаконного тестирования обучающихся;

ü     о приеме обучающихся в образовательные учреждения (в том числе в первый класс, в дошкольные образовательные учреждения);

ü     о нарушении правил приема в учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования;

ü     о нарушении прав детей путем предоставления некачественных образовательных услуг;

ü     об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме единого государственного экзамена;

ü     о нарушении прав учащихся при сдаче Единого государственного экзамена.

        Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы в части полномочий Службы по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений:

ü     о предоставлении разъяснений по вопросу лицензирования образовательной деятельности;

ü     о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности у образовательных учреждений и правомерности выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям;

ü     о подтверждении эквивалентности дипломов об образовании;

ü     о предоставлении данных по  образовательным учреждениям расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного
 округа  – Югры, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и подготовки водителей транспортных средств.

В целях обеспечения консультативно-разъяснительных мероприятий и профилактики правонарушений в области образования должностными лицами Службы организовываются и проводятся в муниципальных образованиях автономного округа семинары с работниками образовательных учреждений, встречи с населением, педагогическими коллективами, обучающимися, проводятся личные  приемы граждан, в том числе выездные.

В течение отчетного периода в Службе на личном приеме, в том числе выездном, у руководителей и специалистов побывали 151 граждан. Прием граждан по личным вопросам руководителями и специалистами Службы осуществлялся непосредственно на рабочем месте (27 обращений), а также на выездных приемах (124 обращения) (рисунок 7). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество обращений увеличилось в 1,3 раза. Это обусловлено тем, что у граждан возникает потребность в однозначном, верном толковании норм законодательства Российской Федерации в области образования, а также в связи с изменениями в законодательстве РФ за прошедший период.

 

 

 

Рис.7. Количество обращений граждан, поступивших на личном приеме  в 2012 году в сравнении с 2011 годом

 

 

 

Количество обращений в разрезе кварталов 2012 года в сравнении с 2011 годом представлен на рисунке 8.

 

 

Рис.8. Количество обращений в квартал за 2012 год в сравнении с 2011 годом

Количество обращений, рассмотренных руководителями и специалистами структурных подразделений Службы в 2012 году, представлено в таблице 1.

Таблица 1

 

Ф.И.О.

Количество обращений

Выездных

Не

выездных

1

Руководитель Службы

38

38

0

2

Первый заместитель руководителя Службы

37

37

0

3

Заместитель руководителя Службы

7

0

7

4

Отдел контроля качества образования

13

8

5

5

Отдел за соблюдением законодательства в области образования

29

29

0

6

Отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений

27

12

15

всего

151

124

27

 

Большая часть граждан (82 чел.) побывала на личном приеме у руководителя Службы и заместителей руководителя Службы, что составляет 54,3 % от общего количества обратившихся в Службу (рисунок 9).

 

 

Рис. 9. Доля обращений граждан к специалистам Службы от общего количества обращений в 2012 году

 

В отдел за соблюдением законодательства в области образования обратились 29 граждан (19,2%), отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений – 27 (17,9 %), отдел контроля качества образования – 13 (8,6 %).

В основном на личном приеме граждане обращались за разъяснениями вопросов, относящихся к полномочиям Службы:

соблюдение законодательства в области образования, государственный контроль качества образования,

лицензирование образовательной деятельности,

государственная аккредитация образовательных учреждений,

подтверждение документов государственного образца об образовании.

Во всех случаях обращений гражданам даны подробные разъяснения, со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации в области образования.

 

Тематическое распределение вопросов, содержащихся в личных обращениях граждан, представлено в таблице 2 и рисунке 10.

 

 

Таблица 2

 

Темы обращений

Количество обращений

Доля от общего количества обращений

1

Соблюдение законодательства в области образования

104

68,9%

2

Лицензирование образовательной деятельности

25

16,6%

3

Государственная аккредитация образовательных учреждений

4

2,6%

4

Подтверждение документов об образовании

5

3,3%

5

Контроль качества образования

9

6%

6

Иные

4

2,6%

всего

151

100%

 

 

Рис. 10. Тематика обращений граждан на личном приеме  в 2012 году

Иными вопросами являются вопросы граждан, не относящиеся к полномочиям Службы, например:

предоставление мест в детском саду;

предоставление служебного жилья для педагогов;

об оказании материальной помощи при переезде педагога на другое место жительства;

вопрос обеспечения безопасности детей на улице (проблема бродячих собак) и т.д.

Заключительная часть.

 

В Службе большое значение уделяется обращениям граждан. Содержание этих обращений тщательно анализируются. При наличии в них признаков, указывающих на наличие нарушений прав потребителей образовательных услуг и (или) нарушения прав несовершеннолетних граждан с признаками применения к ним методов психологического и (или) физического насилия Службой по согласованию с Прокуратурой проводятся выездные внеплановые проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сроки рассмотрения обращений граждан в Службе максимально сокращены от одного до 30 дней, ни в одном случае не было продления рассмотрения обращения граждан более 30 дней. Средний показатель рассмотрения граждан составляет 12-16 дней в зависимости от вида проверки сведений, содержащихся в обращении.

В соответствии с должностными регламентами специалисты Обрнадзора Югры несут персональную ответственность за своевременное и полное рассмотрение обращений,  документов, связанных с обращением граждан, правильное оформление дел, связанных с обращением граждан, их сохранность в системе электронного делопроизводства, в том числе с защитой персональных данных и конфиденциальности информации, содержащейся в обращении.

Ни одно обращение, поступившее в Обрнадзор Югры, не было оставлено без  должного внимания. Постоянный контроль за исполнением поручений по обращениям, чёткое соблюдение должностными лицами установленного порядка по рассмотрению обращений граждан,  анализ результатов рассмотрения  обращений в тематическом, территориальном аспектах, изучение причин и условий, порождающих жалобы и повторные обращения граждан, позволяют добиться системности в организации работы, предотвращать случаи нарушения законодательства при рассмотрении обращений граждан.

Все поступившие обращения рассмотрены в установленные законодательством срок.

По результатам рассмотрения обращений граждан Обрнадзором Югры в адрес заявителей были направлены подробные ответы с разъяснениями порядка реализации нарушенных прав граждан, а также аргументированные отказы в удовлетворении не обоснованных на действующем законодательстве в области образования требований заявителей. Во всех ответах на обращения граждан четко и последовательно излагались исчерпывающие разъяснения на все поставленные в обращении вопросы. По подтвердившимся фактам нарушения законодательства в области образования Обрнадзором Югры были предприняты в отношении проверяемых организаций предписания об устранении выявленных нарушений, в отношении юридических и должностных лиц проверяемых организаций - протоколы об административной ответственности. Все предписания, вынесенные Обрнадзором Югры, исполнены в указанный срок и сняты Службой с контроля.

Результаты рассмотрения обращений граждан еженедельно рассматриваются на оперативках при руководителе Службы, на ежеквартальных тематических аппаратных совещаниях при руководителе Службы, на Коллегии Службы. Анализ обращений граждан размещается на сайте Обрнадзора Югры за каждый календарный год.

 

 

Исполнитель:

Главный специалист отдела  мониторинга государственного контроля

и надзора, информационно-аналитического и документационного обеспечения

 

_____________________Патина Татьяна Александровна, тел. 8(3467)39-44-66

21.01.2013

Опубликовано: 28.04.2016 11:37        Обновлено: 16.12.2016 16:52