Размер:
Цвет:

Методические материалы экспертам для проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ

1. Общие положения о государственной аккредитации образовательной деятельности


Настоящие инструктивно-методические материалы разработаны Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, Обрнадзор Югры) в помощь руководителям экспертных групп и экспертам при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, заявленных на государственную аккредитацию.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Эксперты не могут находиться в гражданско-правовых и трудовых отношениях с образовательной организацией, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза.

На основе отчетов экспертов готовится заключение, которое рассматривается аккредитационным органом при принятии решения о государственной аккредитации образовательной организации. Эксперты несут ответственность за качество проведения аккредитационной экспертизы в рамках действующего законодательства и договоров на проведение аккредитационной экспертизы, заключенных с аккредитационным органом.

Обрнадзор Югры принимает решение о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) в следующих случаях:

неисполнение без уважительной причины экспертом (экспертной организацией) обязанностей, установленных заключенным с ним договором о проведении аккредитационной экспертизы;

нарушение экспертом (экспертной организацией) прав и законных интересов образовательной организации, допущенное при проведении аккредитационной экспертизы, установленное в ходе проверки поступившей в Службу информации;

невыполнение экспертом (экспертной организацией) требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру проведения государственной аккредитации;

указание экспертом (экспертной организацией) недостоверных сведений в документах, представленных в Обрнадзор Югры;

представление экспертом (экспертной организацией) заявления о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).



2. Нормативно-правовое обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (далее – Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности);

3) Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.03.2020 № 310 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;

4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»;

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы»;

6) Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.06.2018 № 809 «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам при проведении аккредитационной экспертизы»;

7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность или ее филиал»;

8) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;

9) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2017 № 24 «Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы».


3. Организация проведения аккредитационной экспертизы

В проведении аккредитационной экспертизы участвуют аккредитованные эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, соответствующие установленным требованиям.

Состав экспертной группы включает:

руководителя экспертной группы, который определяется из членов экспертной группы в соответствии с профессиональными и личностными компетенциями;

аккредитованных экспертов, профессиональные компетенции которых соответствуют направлению подготовки (специальности) по основной образовательной программе, заявленным на государственную аккредитацию.

Отбор экспертов для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется Обрнадзором Югры из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:

а) уровень образования (для общего образования), укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

б) место жительства или место пребывания эксперта.

По результатам отбора на адрес электронной почты эксперта Обрнадзором Югры направляется уведомление «О выборе эксперта для проведения аккредитационной экспертизы» с указанием образовательной организации, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза, её местонахождения, наименования образовательных программ и сроки проведения.

Письменным согласием установленной формы (приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям) эксперт подтверждает свою готовность к работе в экспертной группе, а также отсутствие зависимости от лиц, заинтересованных в результатах аккредитационной экспертизы.

Об отсутствии возможности участия в аккредитационной экспертизе эксперт также письменно уведомляет Обрнадзор Югры.

Службой не позднее 30 календарных дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности к рассмотрению по существу и не позднее 3 календарных дней до начала экспертизы издается распорядительный акт о проведении аккредитационной экспертизы, которым определяется состав экспертов и руководитель экспертной группы.

Члены экспертной группы получают на свой адрес электронный почты:

договор на оказание услуг для государственных нужд Обрнадзора Югры по проведению аккредитационной экспертизы (далее – договор);

техническое задание на оказание услуг для государственных нужд Обрнадзора Югры по проведению аккредитационной экспертизы.

Оплата услуг эксперта осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацией от 24.04.2013
№ 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы».

Размер оплаты услуг эксперта рассчитывается исходя из размера установленной в договоре ставки почасовой оплаты труда эксперта и количества часов его участия в проведении аккредитационной экспертизы.

Количество часов участия эксперта в проведении аккредитационной экспертизы определяется исходя из количества выполненных экспертом видов работ, определенных в техническом задании, с учетом нормативов трудозатрат и коэффициента, учитывающего изменение сложности работ в зависимости от контингента обучающихся.

При заключении договора экспертом предоставляется на имя заместителя руководителя Обрнадзора Югры заполненное заявление о перечислении денежных средств по заключенному договору (приложение 2). В указанном заявлении экспертом указываются реквизиты счета, на который необходимо перечислить денежные средства, подлежащие оплате по результатам исполнения условий договора.

Получив необходимые сведения о местонахождении образовательной организации и сроках проведения экспертизы эксперт приобретает проездные документы до места проведения аккредитационной экспертизы и обратно.

Все члены экспертной группы должны начать работу в первый день проведения аккредитационной экспертизы и отработать указанное в договоре количество часов, исходя из восьмичасового рабочего дня.

Эксперту возмещаются расходы, непосредственно связанные с исполнением обязательств по договору, на следующих условиях:

- расходы эксперта на проезд до места нахождения образовательной организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза, и обратно до места жительства эксперта в размере расходов, подтвержденных проездными документами, но не более стоимости проезда:

железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

водным транспортом - в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

воздушным транспортом - в салоне экономического класса;

автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

Проездные документы необходимо приобретать только на рейсы российских компаний. При задержке или отмене рейса необходимо проставить печать компании на маршрутной квитанции при регистрации рейса или запросить у перевозчика соответствующую справку о задержке рейса, которую следует представить в комплекте документов на возмещение затрат.

Для подтверждения затрат на проезд (туда и обратно) в обязательном порядке необходимо представить оригиналы билетов (маршрут-квитанций) на бумажном носителе, посадочных талонов, подтверждающих перелёт по указанному в авиабилете маршруту, слип-чеков, кассовых чеков, квитанций об оплате.

Расходы эксперта по найму жилого помещения возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости проживания в однокомнатном одноместном номере гостиницы категории «три звезды», стоимость проживания не может превышать 5 500 (пять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек в сутки.

Произвести оплату расходов за проезд и проживание эксперта возможно как наличным, так и безналичным способом. Оплата расходов безналичным способом производится исключительно банковскими картами самого эксперта.


4. Подготовка к проведению аккредитационной экспертизы


До проведения аккредитационной экспертизы эксперт:

ознакамливается с договором и техническим заданием на оказание услуг для государственных нужд Службы;

анализирует нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление образовательной деятельности по реализуемым аккредитуемой образовательной организацией программам;

изучает документы и материалы, представленные образовательной организацией для проведения аккредитационной экспертизы;

устанавливает достоверность представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сведений путём их сопоставления с документами и материалами, размещенными организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к заявлению о государственной аккредитации, а также документы и материалы, размещенные образовательной организацией или ее филиалом на официальном сайте в сети Интернет (при наличии), являются источником данных для оценки содержания и качества подготовки обучающихся по основной образовательной программе.

На подготовительном этапе эксперт уточняет уровень образования, в отношении которого будет проводить экспертизу основной образовательной программы в соответствии с распорядительным актом Службы и заданием на проведение аккредитационной экспертизы. Предварительный анализ информации проводится экспертом путем изучения полученного пакета документов, предоставленных образовательной организацией в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности, а также анализа информации на официальном сайте в сети Интернет.

Задача эксперта на данном этапе – установить соответствие (несоответствие) информации в представленных образовательной организацией документах, в том числе в сведениях о реализации основной образовательной программы, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и в документах и материалах, размещенных образовательной организацией на официальном сайте в сети Интернет, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС).

По результатам предварительного анализа информации, документов и материалов образовательной организации (филиала) эксперт планирует дальнейшее проведение аккредитационной экспертизы в соответствии с установленным ему заданием и сроками начала и окончания проведения экспертизы. Результаты предварительного анализа информации, документов и материалов проверяются непосредственно в ходе самой аккредитационной экспертизы.


5. Работа экспертной группы


Работа экспертной группы в образовательной организации продолжается в течение периода, указанного в приказе Обрнадзора Югры о государственной аккредитации образовательной деятельности образовательной организации.

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, а в случаях, предусмотренных пунктами 34 и 35 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, – без выезда.

Аккредитационная экспертиза с выездом экспертной группы в организацию проводится по адресам, указанным в приложении(-ях) к лицензии на осуществление образовательной деятельности данной организации.

В таком случае при проведении аккредитационной экспертизы члены экспертной группы работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка организации. При необходимости отступлений от него письменно согласовывают с руководителем экспертной группы и с руководителем организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза.

Экспертная группа пользуется предоставленными организацией рабочими местами с доступом в сеть «Интернет» (отдельное изолированное служебное помещение, оборудованное необходимой мебелью и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи, персональными компьютерами с обеспеченным доступом к электронным справочным правовым системам), обеспечивающими сохранность документов.

При проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа также использует документы и материалы, полученные по ее запросу от образовательной организации в соответствии с перечнем, установленным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность или ее филиал».

Аккредитационная экспертиза без выезда в образовательную организацию проводится в Обрнадзоре Югры по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 124.

При проведении аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группе Обрнадзор Югры представляет документы и материалы, полученные от организации и запрошенные им в соответствии с установленным перечнем, в электронном виде. Электронная форма документа предполагает его заверение электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией.

На руководителя экспертной группы возлагается организация и координация работ экспертной группы по проведению аккредитационной экспертизы.

При проведении аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы:

предъявляет руководителю образовательной организации копию распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы;

обеспечивает взаимодействие экспертной группы с аккредитационным органом и с образовательной организацией, в которой проводится аккредитационная экспертиза;

связывается с руководителем организации для уточнения режима работы организации;

составляет график проведения аккредитационной экспертизы с учетом режима работы образовательной организации и дат начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы, установленных Обрнадзором Югры в распорядительном акте;

информирует членов экспертной группы и руководителя образовательной организации о графике проведения аккредитационной экспертизы;

запрашивает у образовательной организации в письменной форме документы и материалы, необходимые для проведения аккредитационной экспертизы (указаны в пунктах 5.1 и 6.2 Порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1386), и принимает их по описи;

передает членам экспертной группы полученные от образовательной организации документы и материалы;

своевременно информирует аккредитационный орган о выявленных нарушениях при проведении аккредитационной экспертизы, в том числе о выявлении фактов гражданско-правовых (трудовых) отношений членов экспертной группы и образовательной организации, или иных фактов, нарушающих принцип объективности аккредитационной экспертизы, неявки (в первый день аккредитационной экспертизы) или невыполнения членами экспертной группы своих обязанностей;

осуществляет проверку отчетов членов экспертной группы в целях подготовки заключения экспертной группы по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации;

по окончании проведения аккредитационной экспертизы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее – заключение экспертной группы), и в день окончания проведения аккредитационной экспертизы, срок которой установлен в распорядительном акте Службы, направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в Обрнадзор Югры.

Заключение экспертной группы содержит следующие сведения:

дата составления заключения экспертной группы;

полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, в которых проведена аккредитационная экспертиза;

сведения о документах и материалах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом при проведении аккредитационной экспертизы, а также сведения о составлении экспертной группой акта, предусмотренного пунктом 36 (2) Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (при наличии);

характеристика содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам с указанием выявленных несоответствий содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (в случае их устранения в ходе проведения аккредитационной экспертизы – с отметкой об их устранении) либо вывода о соответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся указанным требованиям по каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программе.

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт:

соблюдает график проведения экспертизы;

предъявляет руководителю или иному должностному лицу образовательной организации документы, удостоверяющие личность;

проводит аккредитационную экспертизу по тем образовательным программам, которые закреплены за ним в приказе Службы, выполняя все виды работ, указанные в техническом задании;

готовит отчет об аккредитационной экспертизе по форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Член экспертной группы ожидает представления необходимых для проведения аккредитационной экспертизы документов и материалов образовательной организацией не более двух часов с момента его прибытия в организацию.

В случае непредставления документов и материалов в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности составляется акт о непредставлении документов при проведении аккредитационной экспертизы по форме, установленной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, который подписывается экспертом и руководителем экспертной группы (далее – акт).

В случае проведения аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо уполномоченный представитель должен быть ознакомлен с актом с проставлением на нем собственноручной отметки об ознакомлении.

Акт должен содержать:

фамилию, имя, отчество руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо уполномоченного представителя;

фамилию, имя, отчество лица, являющегося членом экспертной группы, запросившего документы и материалы;

дату направления запроса о представлении документов;

перечень документов, не представленных по письменному запросу о представлении документов;

дату составления.

Акт прилагается к отчету эксперта об аккредитационной экспертизе, предусмотренному пунктом 41 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности.

При проведении аккредитационной экспертизы по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе экспертной группой проводится:

определение соответствия содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям ФГОС;

определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и (или) планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), практике.

Отчет об аккредитационной экспертизе составляется членом (членами) экспертной группы отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его (их) подписью.

Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.

В случае если при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, экспертом выявлено несоответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, он должен проинформировать о выявленном несоответствии руководителя экспертной группы.

Руководитель экспертной группы информирует о выявленном несоответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо уполномоченного представителя.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право в течение 5 дней со дня получения информации о выявленном несоответствии содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов принять меры по устранению выявленного несоответствия и представить экспертной группе документы, подтверждающие устранение указанного несоответствия, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае выявления несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.

Член экспертной группы, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

В отчетах эксперт полностью (без сокращений и аббревиатур) прописывает документы, с которыми работал, реквизиты этих документов, даты подписания, утверждения, Ф.И.О. кем утверждены или подписаны эти документы.

Эксперт и руководитель экспертной группы проверяют указываемый в отчете об аккредитационной экспертизе перечень представленных образовательной организацией документов на соответствие перечню документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность или ее филиал, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1385. Отсутствие части документов свидетельствует либо о нарушении образовательной организацией требований законодательства об образовании, либо о неполном проведении экспертизы экспертом.

В случае выявления при проведении аккредитационной экспертизы нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, не относящихся к нарушениям требований ФГОС, эксперт совместно с руководителем экспертной группы направляет письмо на имя руководителя Службы с информацией о выявленных в ходе экспертизы нарушениях.

Несоответствие информации должно быть подтверждено копиями документов (в том числе протоколами, справками, актами, скриншотами страниц официального сайта организации, заверенными руководителем экспертной группы и экспертом), прошитыми, пронумерованными и скрепленными печатью образовательной организации или заверенные постранично, с указанием даты заверения. Данные документы передаются в Обрнадзор Югры для принятия решения в соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В случае выявления информации о нарушениях требований ФГОС экспертная группа продолжает работу и проводит аккредитационную экспертизу в полном объеме. При установлении факта недостоверности представленной образовательной организацией информации в материалах, документах руководитель экспертной группы информирует Обрнадзор Югры.


6. Особенности проведения аккредитационной экспертизы

6.1. Проверка наличия контингента обучающихся

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт посредством анализа приказов о приеме, переводе, отчислении обучающихся устанавливает наличие (отсутствие) контингента обучающихся по каждой заявленной для государственной аккредитации основной образовательной программе, в том числе наличие (отсутствие) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

При отсутствии обучающихся по заявленной для государственной аккредитации основной образовательной программе эксперт запрашивает у руководителя образовательной организации соответствующую справку.

Если на дату подачи образовательной организацией в Обрнадзор Югры заявления о государственной аккредитации контингент обучающихся был заявлен, а на момент проведения аккредитационной экспертизы отсутствовал, то экспертом прилагается справка руководителя образовательной организации с указанием причин. Если руководитель образовательной организации отказывается данную справку предоставить, то эксперт составляет акт об отсутствии контингента по данной образовательной программе, который подписывается руководителем экспертной группы, экспертом и передается в Обрнадзор Югры. К справке или акту прилагаются копии приказов образовательной организации об отчислении, переводе и т.п. Экспертиза в таком случае продолжается.

Если контингент обучающихся не соответствует данным, представленным образовательной организацией в сведениях, прилагаемых к заявлению о государственной аккредитации, эксперт запрашивает у руководителя образовательной организации справку о подтверждении контингента обучающихся с указанием причин несоответствия и приложением подтверждающих документов. Экспертиза продолжается.


6.2. Проведение аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ, реализуемых с применением (исключительно с применением) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы, реализуемой с применением (исключительно с применением) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации с целью анализа достижений обучающихся.

При аккредитационной экспертизе основной образовательной программы, реализуемой исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертная группа дополнительно оценивает возможности освоения обучающимися основной образовательной программы в полном объеме независимо от их места нахождения.

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт в том числе проверяет наличие:

локальных нормативных актов, регламентирующих применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы;

письменного согласия обучающихся на обучение по основной образовательной программе с применением (исключительно с применением) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

доступа к учебным планам, рабочим программам учебных дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

технической возможности оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно;

фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы;

зарегистрированных пользователей электронной информационно – образовательной среды (их количество) и сопоставление полученных данных со списками обучающихся по основной образовательной программе;

функциональных возможностей электронной информационно-образовательной среды с учетом соответствующих требований ФГОС.

Эксперт должен обратить внимание на уровень кадрового потенциала педагогических работников, реализующих данную образовательную программу: наличие соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; техническое сопровождение.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией. Проверка экспертом (представителем экспертной организации) выполнения требований к содержанию и качеству подготовки обучающихся при реализации основной образовательной программы, реализуемой с применением (исключительно с применением) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, проводится по показателям ФГОС с учетом применяемых технологий.


6.3. Проведение аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы.

Аккредитационная экспертиза в отношении основной образовательной программы, реализуемой с применением сетевой формы, проводится в соответствии с пунктом 39 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

При проведении аккредитационной экспертизы основной образовательной программы, реализуемой с использованием сетевой формы, проверяется:

соответствие срока реализации основной образовательной программы, совместно разработанной и утвержденной организациями, сроку, установленному договором о сетевой форме;

наличие письменных согласий обучающихся на обучение по сетевой форме;

наличие материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы с использованием сетевой формы.

Проверка экспертом выполнения требований к качеству подготовки обучающихся при реализации основной образовательной программы в сетевой форме проводится на основании требований ФГОС с учетом предоставления условий и ресурсов всех участвующих в реализации программы организаций.


6.4. Проведение аккредитационной экспертизы основных образовательных программ, реализуемых при наличии обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении основной образовательной программы, реализуемой при наличии обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация представляет экспертной группе сведения о таких обучающихся.

Эксперт проводит анализ личных дел обучающихся по основной образовательной программе, заявленной на государственную аккредитацию, на наличие документов (заключение ПМПК, индивидуальная программа реабилитации инвалида), подтверждающих ограничения здоровья или инвалидность, а также содержащих перечень условий обучения указанной категории лиц.

Далее эксперт проверяет наличие:

адаптированной образовательной программы,

специальных условий, определенных частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС.

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт осуществляет проверку требований ФГОС в отношении обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

возможность обучения по индивидуальному учебному плану с увеличенным сроком получения образования по желанию (письменному заявлению) обучающегося;

особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния здоровья. Эксперт анализирует утвержденный порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и наличие условий для проведения таких занятий;

выбор мест прохождения практики должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности. Экспертом анализируются программы практик, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, приказы о направлении на практику инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, положение о практике (или иной локальный нормативный акт, предусматривающий порядок выбора мест прохождения практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья);

электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формах;

при обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация включает в вариативную часть основной образовательной программы специализированные адаптационные дисциплины (модули). Экспертом осуществляется сопоставление учебных планов, индивидуальных учебных планов, рабочих программ с соответствующими требованиями ФГОС.




7. Полезные ссылки

Реестр примерных программ общеобразовательных дисциплин для профессиональных образовательных организаций http://www.firo.ru/?page_id=18952

Федеральный реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/195-prof-standarti-spo

Федеральный реестр примерных образовательных программ общего образования https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/194-fgos-obsh

Информационный портал «Реализация Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://273-фз.рф/

Сайт Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

https://www.obrnadzor.admhmao.ru/ (раздел «Сведения о государственных услугах (функциях)» / «Государственные услуги» / «Государственная аккредитация образовательной деятельности»);

https://obrnadzor.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/ (раздел «Координационные и совещательные органы» / «Привлечение экспертов»)




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к методическим рекомендациям


В службу по контролю и надзору

в сфере образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры


_________________________

эксперта Обрнадзора Югры


Настоящим выражаю свое согласие на привлечение меня в качестве эксперта для проведения аккредитационной экспертизы ____________________________________________________________,

(образовательная организация)

находящийся по адресу: ___________________________________, по основной образовательной программе среднего профессионального образования ________________________________ УГП и С ____________________________ с _________ по _____________.

(дата) (дата)

Подтверждаю отсутствие зависимости от лиц, заинтересованных в результатах аккредитационной экспертизы и о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы ____________________________________________________________.

(образовательная организация)



__________ _____________

(дата) (подпись)

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к методическим рекомендациям

Заместителю руководителя

Службы по контролю и надзору

в сфере образования

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры


______________________


от ___________________

эксперта Обрнадзора Югры, тел.____________________


ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу перечислять причитающиеся мне выплаты по Договору на оказание услуг для государственных нужд Службы по контролю и надзору в сфере образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению аккредитационной экспертизы по следующим реквизитам:


на лицевой счет № ____________________________________________________


Тип банковской карты: _________________________________________________


Номер банковской карты: ______________________________________________

Полные реквизиты банка:

Полное наименование банка: ___________________________________________

Кор.счет ____________________________________________________________

БИК банка __________________________________________________________

ИНН банка __________________________________________________________

КПП банка __________________________________________________________

Расчетный /счет получателя (20 цифр)____________________________________

_____________________________________________________________________

Страховое свидетельство пенсионного страхования ______________________

ИНН налогоплательщика _____________________________________________


К заявлению прилагаю:

Копию ИНН, копию страхового свидетельства пенсионного страхования, копию паспорта (страницы основные сведения и сведения о месте регистрации).

В случае изменения сведений, указанных в настоящем заявлении, гарантирую информировать дополнительно в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

_________________ ___________________

(дата) (подпись)

Заявление к обработке принял:________________

Опубликовано: 30.06.2016 15:26        Обновлено: 12.10.2020 18:26