Размер:
Цвет:

Решение коллегии № 13 от 21 февраля 2018 года

РЕШЕНИЕ

РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

СЛУЖБЫ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ПО ТЕМЕ «ОТ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

21 февраля 2018 года                                                                                            № 13

Заслушав и обсудив доклады и выступления руководителя, специалистов    Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представителей Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Главного управления МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, членов Коллегии, других выступающих из числа приглашенных, Коллегия отмечает:

изменились требования к назначению и целям системы образования: введение федеральных государственных образовательных стандартов позволило перейти от предметного контроля к контролю результатов образования. Обучающемуся должны быть предоставлены равные возможности доступа к качественному образованию определенного уровня и объема, независимо от социального положения, места проживания и здоровья;

деятельность всех надзорных органов, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций в 2017 году была направлена на улучшение качества предоставляемых образовательных услуг;   

в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» на 2017 – 2025 гг. меняется характер осуществления контроля;

приоритетными направлениями контрольно-надзорной деятельности определены:

·     предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования;

·     обеспечение устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных законодательством в сфере образования.

      В этих условиях качество контрольно-надзорной деятельности является одним из инструментов повышения эффективности муниципальных образовательных систем.

На основании вышеизложенного, в целях развития и совершенствования содержания и форм контрольно-надзорной деятельности; устранения причин, способствующих нарушениям законодательства в области образования; повышения эффективности образовательных систем в муниципальных образованиях, общего уровня информированности всех субъектов образовательной деятельности, обеспечения законности и качества образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Коллегия решила:

1.   Принять к сведению информацию, изложенную в докладах и выступлениях руководителя, специалистов    Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Главного управления МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,   органа местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования администрации города Югорска.

2.   Одобрить деятельность Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017 году и достигнутые итоги, свидетельствующие о достижении показателей эффективности при осуществлении переданных полномочий.

3.   Поддержать поставленные Обрнадзором Югры задачи на 2018 год и способствовать их достижению с участием общественности и Общественного совета, созданного при Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4.      Отметить как положительные факторы в деятельности Обрнадзора Югры:

межведомственное взаимодействие с другими надзорными органами по повышению результатов контроля и предотвращению нарушений законодательства в системе образования муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

привлечение экспертов к выездным проверкам Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как фактор общественного характера контрольно-надзорной деятельности.

5.      Отметить деятельность Управления образования администрации города Югорска как положительный опыт достижения результативности и повышения уровня   управления муниципальной системой образования.

6.      Отметить необходимость продолжения осуществления профилактической работы во взаимодействии с другими надзорными органами, органами исполнительной власти субъекта   социальной сферы, органами местного самоуправления по   повышению правовой культуры должностных лиц, осуществляющими управление в сфере образования всех уровней; предупреждению нарушений юридическими и должностными лицами   обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования.

7.   Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендовать:

7.1.       Продолжить реализацию «дорожной карты» реформирования контрольно-надзорной деятельности, а также мероприятий Портфеля проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, направленных на систематизацию всех видов контроля, осуществляемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Срок – до 2025 года;

7.2.       Обеспечить в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 07.06.2017 № 116-ФЗ) осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования за обеспечением доступности для инвалидов объектов образовательных организаций, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, за исключением организаций, государственный контроль (надзор) в отношении которых отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

Срок – постоянно;

7.3.         Реализовать в полном объеме комплекс превентивных мер, направленных на профилактику нарушений законодательства в сфере образования;

Срок – декабрь 2018 года;

7.4.       Использовать риск-ориентированный подход при формировании плана проверок на 2019 год, направленный на снижение административной нагрузки на образовательные организации, сокращение контрольно-надзорных мероприятий;

Срок – до 1 ноября 2018 года;

7.5. Использовать эффективные формы межведомственного взаимодействия в целях координации действий контрольно-надзорных органов, направленных на предупреждение нарушений законодательства в сфере образования;

Срок – постоянно;

7.6.     Продолжить реализацию системы мер, направленной на повышение эффективности контроля порядка организации и проведения ГИА 2018 года;

Срок – до 1 октября 2018 года;

7.7.     Обеспечить достижение значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования в 2018 году;

Срок - декабрь 2018 года;

7.8.     Включить в систему профилактических мер муниципальные системы образования, имеющие по итогам проверок образовательных организаций в 2017 году показатель количества нарушений на 1 проверку выше среднего по субъекту (3,4);   

Срок – декабрь 2018 года;

7.9.     Провести мониторинги окружной системы образования по следующим направлениям:

·               наполнение федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО) в части модулей «Школа», «Среднее профессиональное образование»;

·               результаты участников ГИА – 9 с ОВЗ и их дальнейшие образовательные траектории;

·               результаты ГИА выпускников, получивших медали «За особые успехи в учении»;

·               результаты участников ГИА всех категорий «Зон риска»;

·               наполнение сайтов образовательных организаций информацией по созданию условий для обучения лиц с ОВЗ, в т.ч. адаптированной версии сайта для слабовидящих.

Срок – до декабря 2018 года.

8. Департаменту образования и молодёжной политики                          Ханты-Мансийского автономного округа-Югры рекомендовать:

8.1. Провести совместно со Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мониторинги по результатам ГИА;

Срок – до октября 2018 года;

8.2. Обеспечить совместно со Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оперативность обмена информацией по итогам обнаружения нарушения порядков ГИА с целью принятия своевременных мер реагирования;

Срок – апрель-сентябрь 2018 года;

8.3. Создать условия по повышению правовой грамотности руководителей образовательных организаций всех форм собственности в части соблюдения законодательства в сфере образования;

Срок – до 1 июля 2018 года;

8.4. Создать условия по повышению профессиональных компетенций должностных лиц, привлекаемых к организации и проведению ГИА в 2018 году;

Срок – до мая 2018 года;

8.5. Провести мониторинг обучения руководителей образовательных организаций и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, по программам пожарно-технического минимума с отрывом от производства и предоставить информацию в Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

Срок – до ноября 2018 года;

8.6. Подготовить и направить в органы местного самоуправления предложения по совершенствованию системы обучения обучающихся мерам пожарной безопасности.

   Срок – до 1 мая 2018 года.

9. Главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендовать:

9.1. Рассмотреть на заседаниях при главе муниципального образования итоги контрольно-надзорных мероприятий в отношении муниципальных образовательных организаций и выработать меры по повышению правовой культуры в сфере образования должностных и ответственных лиц муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, а также руководителей образовательных организаций;

Срок – до 1 июля 2018 года;

9.2. Заслушать на заседаниях при главе муниципального образования итоги реализации Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ в муниципальных образовательных организациях.

Срок – до декабря 2018 года.

10. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, рекомендовать:

10.1. Создавать условия для систематического изучения должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями образовательных организаций изменений законодательства в сфере образования;

Срок – постоянно;

10.2. Оказать содействие образовательным организациям муниципального образования в оформлении заявлений и документов на лицензирование образовательной деятельности (переоформление лицензии) и соблюдении установленных законодательством лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату при получении (переоформлении) лицензии на осуществление образовательной деятельности, своевременном внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;

Срок – по декабрь 2018 года;

10.3. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований порядка организации и проведения ГИА обучающихся, освоивших программы основного общего, среднего общего образования;

Срок – до 1октября 2018 года;

10.4. Организовать и провести мониторинг (внутренний аудит) подготовки должностных лиц, привлекаемых к организации и проведению ГИА, на базе федеральных или региональных институтов развития образования, муниципальных методических служб повышения квалификации педагогов;

Срок – до 1 мая 2018 года;

10.5. Создать условия и осуществить системный мониторинг заполнения ФИС ФРДО муниципальными образовательными организациями. Информацию о фактическом состоянии вопроса заполнения ФИС ФРДО направить в Обрнадзор Югры;

Срок – до 15 декабря 2018 года;

10.6. Разработать и реализовать превентивную систему мер по профилактике нарушений прав участников образовательных отношений, в том числе с использованием ресурса профилактических мероприятий Обрнадзора Югры;

Срок – до 2020 года;

10.7. Обеспечить мониторинг разработки учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования, в части структуры учебного плана, учета выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) предметов по выбору, в т.ч. из числа языков народов Российской Федерации, в соответствии с приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» и от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

Срок – до сентября 2018 года;

10.8. Создать условия по обучению руководителей образовательных организаций и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, по программам пожарно-технического минимума с отрывом от производства. Информацию о фактически проученных специалистах направить в Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Срок – до декабря 2018 года.

11. Руководителям образовательных организаций разных форм собственности рекомендовать:

11.1. Обеспечить внесение сведений в модуль «Школа» ФИС ФРДО в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 № 797;

Срок – в течение 2018 года;


       11.2. Обеспечить подготовку должностных лиц, привлекаемых к организации и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего общего образования с использованием ресурсов методического сопровождения   регионального, муниципального и институционального уровней;

Срок – до 20 мая 2018 года;

11.3.Обеспечить объективность проведения процедур оценки качества образования в рамках проведения ВПР, НИКО, Сочинение в 11 кл., ГИА – 9, 11;

Срок – декабрь 2018 года

11.4.               Обеспечить правомерность награждения медалями «За особые успехи в учении» выпускников, освоивших программы среднего общего образования;

Срок – июнь 2018 года;

     11.5. Обеспечить обучение работников образовательных организаций в строгом соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645                              «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (см. приложение).

11.6. Обеспечить выполнение требований статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части, касающейся обеспечения обязательного обучения обучающихся образовательных организаций мерам пожарной безопасности.

11.7. Обратить особое внимание на соблюдение на объектах защиты, эксплуатируемых образовательными организациями, требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, введённых в действие с 26.09.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947.  

12.       Считать исполненным Решение Коллегии в части мероприятий со сроком исполнения в 2017 году.

13.            Оставить на контроле мероприятия Решения Коллегии со сроком исполнения «постоянно». Об их исполнении доложить на очередном заседании Коллегии.

14.            Членам Коллегии в срок до 1 марта 2018 года направить предложения по проекту Положения по общественно-профессиональному признанию эффективной управленческой деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения качественного образования.

Приложение

к Решению Коллегии

от 21 февраля 2018 года № 13

Руководителям образовательных организаций

Обеспечить обучение работников образовательных организаций в строгом соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645                              «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», в том числе:

1. Обеспечить фактическое обучение руководителя образовательной организации и лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарных инструктажей, по программам пожарно-технического минимума с отрывом от производства;

2. Обеспечить наличие согласованных с органом ГПН и утверждённых специальных программ проведения противопожарных инструктажей и                 пожарно-технического минимума с работниками образовательных организаций;

3. Предусмотреть специально оборудованное помещение с наглядными пособиями и учебно-методическими материалами для обучения работников мерам пожарной безопасности;

4. Назначить приказом лицо, ответственное за проведение противопожарных инструктажей и занятий по программам пожарно-технического минимума;

5. Разработать и утвердить график проведения повторного противопожарного инструктажа с работниками организации на 2018 год, с последующим ежегодным утверждением аналогичных графиков;

6. Утвердить приказом (распоряжением) квалификационную комиссию в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке, для проверки знаний у работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства;

7. Обеспечить проведение противопожарных инструктажей (вводных, первичных и повторных) со всеми работниками образовательных организаций в соответствии с установленными требованиями к их проведению (с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим, проверкой знаний стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности);

8. Разработать перечень контрольных вопросов, для оценки знаний требований пожарной безопасности работниками организаций в пределах компетенции.

Обеспечить выполнение требований статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части, касающейся обеспечения обязательного обучения обучающихся образовательных организациях мерам пожарной безопасности, в том числе:

1. Проводить обязательное обучение мерам пожарной безопасности воспитанников и обучающихся образовательных организаций всех возрастов, с учётом охвата этой работой всех детей в течение учебного года.

2. Предусмотреть проведение дополнительных занятий с обучающимися и воспитанниками образовательных организаций по соблюдению требований пожарной безопасности в рамках внеурочной деятельности. Для обучения использовать методические материалы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

Обратить особое внимание на соблюдение на объектах защиты, эксплуатируемых образовательными организациями, требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, введённых в действие с 26.09.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947, в том числе:

1. Исключить изменение предусмотренного проектной документацией функционального назначения зданий, частей зданий либо отдельных помещений, без разработки и экспертизы проектной документации;

2. Проверку работоспособности систем и установок противопожарной защиты проводить с периодичностью, установленной инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами.

Срок – по всем пунктам приложения – до сентября 2018 года.

Опубликовано: 22.02.2018        Обновлено: 06.03.2021 12:34